Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Виктор Гринько - "Этот миг неповтоимый..." (10)


A
B

Глава 9. Голубой Дунай или вальс «Дунайские волны»
(История  штурмана Лени Круцких)

Леньке накануне тревожных событий снится Дубровин. Дубровин Михаил Сергеевич или «Милочка».  Милочка вообще-то преподаватель теоретических основ электротехники и судового электрооборудования и бывший авиатор.  Занесла судьба ненароком в мореходку. Но к чему бы сон в руку?  Сегодня Милочка в форме советского пограничника со знаками различия полковника и держит он в руках Ленькин загранпаспорт. Ленька точно знает, его это паспорт. А Милочка суровым гласом вопрошает – Курсант Маркитан, Вам почему оформлен паспорт на имя Круцких? На Ваш счет инструкций не поступало.  Вам  определена карьера судоводителя, и заметьте, под собственной фамилией. Не  пытайтесь  меня дурачить. Будя…-

В этом месте Леня набирает полную грудь воздуха и пытается крикнуть, что это только сон и просыпается. И так всегда. Нет, иногда он просыпается раньше. До того еще,  как поймет, что это всего лишь сон. Все зависит, что обещает день грядущий. Если день предстоит сложный, то просыпается раньше. От ужаса. Иногда Леня просыпается под  вальс «Дунайские волны». Это от ощущения радости. Но «Дунайские волны» -  это дома, а вот Дубровин может застать везде. Божья кара. И поделом. Это Ленька первым вслух заметил, что Дубровин оценку ставит в графу, которую укажут курсанты. Ему все равно. И кто в классе сидит, Дубровину тоже безразлично. Со временем узнает Леня, что преподавал Дубровин  где-то китайцам по бригадному методу, где и приобрел свои привычки. Для экономии времени по методу этому учебная группа делится на бригады. К доске выходит любой ее представитель, а оценки преподаватель ставит сразу всей бригаде. Только вот всего этого Ленька не знал, когда однажды вызвался к доске за Ваську Маркитана. Учился Ленька великолепно, но к всеобщему удивлению и своему собственному стыду, схлопотал двойку. Решиться  на повторное  выступление для реабилитации было нелегко. Потому что страшно…  Заметьте – дважды на одной и той же паре назваться Маркитаном. Это же надо. А Вы, лично, к такому готовы? Тельняшка промокла. Со временем, однако, дело будет поставлено на поток. За что и кара.

Однажды, когда  классный  куратор решит помочь подопечным на экзамене, то обнаружит, что в аудитории все незнакомые лица. Придется наставнику удовлетвориться объяснениями, что это «хвоститы» с других специальностей. Пересдача. Для рекогносцировки перед экзаменом. Используются в качестве живого щита. И еще чего-то говорил старшина. Старшина пел как соловей. Преподаватель, однако, уже что-то  слышал  и похоже неладное, но виду не подал, и вмешиваться тоже не стал. Сам недавно был курсантом. Случалось всякое.

Исправил Леня Маркитанову двойку. На четверку. Однако, по ночам стал являться Дубровин. Иногда. Как черт с болота. У Лени много чего случится такого, что не до сна будет, не то что сны видеть. Но и годы спустя, время от времени, почему-то не кот в сапогах и не серый волк… Теперь вот, нате вам, и вовсе с полки упасть можно. Дубровин и пограничник. Пограничников и так хватает. Ленька прошелся по карманам.  И паспорта моряка на руках нет. Сдал его Ленька  как и положено. А проснулся Ленька на второй полке плацкартного вагона Одесса-Измаил уже перед самой станцией. Приехали. Измаил - не было крепости неприступней….  Вообще-то Ленька в Измаиле уже бывал.  На плавпрактике. А теперь вот надолго, как бы и не навсегда. Потому что это Измаил.  Потому что Дунай.  Потому что это мечта.  А Милочка видать приходил неспроста. Вообще-то Милочка личность легендарная. Но каким образом он оказался в мореходке, видать останется тайной. Ходили глухие слухи, что обладал он какими-то особыми способностями. Об этом говорить было не принято, только подразумевалось. Не то сочтут за идиота. О методах отбора в загранку точно ничего не известно. Лучше помалкивать, не то пролетишь мимо кассы. В смысле визы. И так залетов хватает. Но вот то, что Милочка держал в руках оголенные электропровода под промышленным напряжением, видели не  единожды.  Несмотря на непривычные образовательные технологии, общий уровень  учеников Дубровина совсем не ниже, чем у прославленных корифеев. Вот Милочку забыть и не могут. Наверно за чудачества. Хотя  Ленька предпочел бы и забыть,  да вот во снах приходит. Прямо девушка любимая. И все к неприятностям. Да бог с ним, пусть приходит. По-быстрому умыться и вон из вагона. В такси и прямо  на Дунайскую 7, в отдел кадров. На прощанье, смущенной проводничке - три рубля на конфеты. Мила и обходительна.  Запомни моряка, девчонка!

В недрах пароходства Леньку, похоже, уже ждали.  Направление к капитану порта за загранпаспортом и назначение на теплоход «Краснодон» инспектор вручил одновременно. Похоже, он Леньке даже обрадовался. Время отпусков еще не прошло и пойдет Леня потому старшим рулевым, что вполне соответствует существующему на Дунае порядку.   Стажировка называется.  «Краснодон» поведет состав барж на Средний и Верхний Дунай.  Конечный пункт назначения развеселый город Линц  в Австрии. Там Леня джинсы свои приобретал. И рубашку тоже. Отход  назавтра. Сбор экипажа в 14.00.  Восемнадцать часов на обустройство личной жизни.  Какая тут может быть личная жизнь, в кармане осталось пять рублей. Заплатить за ночь в гостинице и ужин в кафешке при гостинице моряков. Но переночевать можно и на дебаркадере, там говорят дешевле и буфет с вином. А можно вообще на судно и тогда  ужин в ресторане. Найти бы только кого из своих. В  пароходство добираются все порознь. Направился  Ленька на малых ходах  к межрейсовому дому моряков. Так по странности гостиница называется.  Решил  не омрачать начало карьеры мятой физиономией. Жизнь она длинная.   Как оно все еще аукнется, да и Милочка вот приснился…  В гостинице разместили Леньку без проблем.  Сказали,  что номер двухместный и проживает там Пашка. Пашку все знают. Из Рени он.  Рени Леня знал, а Пашку нет, и  соседство его не воодушевило. Поднялся в номер, а оттуда женский визг. Леня не брезглив, но когда дверь открыл кучерявый великан с лицом заспанного поросенка из старшей группы детского садика, Леня  понял, что ночевать ему на судне и вечер проведет он в ресторане. Потому что обе кровати в номере были уже заняты.  А у Круцких в такие игры не играют. 

«Краснодон»  принял состав  и вышел в рейс штатно.  У дунайцев иначе и быть не может.  Как казалось.

Речные  самоходные суда в пароходстве по функциональному назначению  подразделяются по группам. Буксиры-толкачи   - самая большая по численности группа судов. Толкачи - название какое-то неблагозвучное. Придумали, однако.  Есть  в пароходстве еще и буксиры, в народе  прозванные за стремительный профиль рысаками. Прямо эскадренные миноносцы речные. Есть еще сухогрузы и танкера,  в обиходе известные как самоходки, а также пассажиры. Но этих судов совсем немного.

«Краснодон» - толкач. Толкачи есть не только на Дунае. Но на Дунае толкачи имеют  конструктивную особенность, приводящую  непосвященных в изумление. Очень низкая ходовая рубка. Это потому, что  в Европе много мостов постройки  начала столетия. Когда в Альпах и Карпатах тают снега или льют  проливные дожди и без того  невысокий  просвет под мостами резко уменьшается. С высокой ходовой рубкой под мостом просто не пройти.  Низкая ходовая рубка на  рысаках проблем не вызывает, так даже удобнее, а вот   наблюдение за судоходной обстановкой при толкании состава длиной 280 метров с такой рубкой просто  невозможно.  Поэтому рубка на толкаче выдвижная и на свободных участках реки  выдвигается как перископ на подводной лодке. Скворечник, одним словом. Толкач оборудован мощной буксирной лебедкой и может тащить баржи на буксире - и тогда это воз, или толкать перед собой - и тогда это состав.  Как на железной дороге. Для толкания состава в носовой части судна предусмотрены упор и сцепное устройство. При любых обстоятельствах толкач ведет караван. Караваны на Дунае  ваще формируются в виде составов. Такой способ требует меньшей численности экипажа и времени на формирование. Капитан Невара в этом деле признанный мастер. Слава о нем от Енисея до Рейна. Леня еще узнает. Будущему штурману много чего еще предстоит узнать.

Определили Лене место в каюте и в столовой, а также вахту. Стоит Леня на руле с  8-00  до 12.00 это утром, и вечерняя  вахта с  20.00 до 24.00. Прощай, молодость называется.   Когда на судне происходит самое интересное,  Леня на вахте. Но это не все. Еще должность у Лени переходная.  Ступенечка на пути к капитанским шевронам. Рулевые на Дунае, как правило,  заочники старших курсов мореходных и речных училищ,  готовящих штурманов. А старший рулевой - это рулевой, которого готовят на штурманскую должность. Закончить училище и стать штурманом - не совсем одно и то же. Даже совсем не одно и то же. Потому что диплом штурмана на Дунае право дает только претендовать на эту должность, а чтобы занять ее, нужно пройти через много разных процедур. Иногда  на это  может потребоваться целая жизнь. Вот такой вот вальс. Дунайский.  И обязанности у старшего рулевого иные, чем у остальных рулевых. За старшим рулевым закреплены все  стояночные вахты, в том числе и за рубежом. Но Ленька понимает все правильно. И вахта у него…Врагу бы ее уступить.  Потому что Леня старший рулевой. Чистилище, и  пройти его необходимо, даже если у Вас папа….  Во всяком случае, так было, пока не ввели на  толкачах должность четвертого помощника капитана, главная обязанность которого  готовить вахте кофе и учить фарватер. Почти как на военном флоте. Но все это в   покрытом от всех мраком будущем. Ныне, спустя почти полвека, в рейс могут выпустить и с двумя судоводителями на борту - с капитаном и помощником. По европейской речной системе стали ходить и вовсе по два человека - капитан и механик, только вот режим этот   мало кто выдерживает. А в том далеком прошлом, которое осталось за туманами нашей юности, старший рулевой Круцких на случай маневров, а также для осуществления несложных представительских функций, в иностранном порту должен неотлучно  находиться на борту. При всей внешней невыигрышности перешвартовки, формирование караванов требуют особой квалификации. До мастерства, которое ждут от Лени, воды утечет в Дунае много. Ну и квалификационные экзамены – тоже не завтра. Но за штурвалом Леня стоит уже вполне  уверенно. Первые ощущения от несения вахты на руле теперь и вспоминать не хочется. Вахтенный штурман, разъяснив  навигационную обстановку и ориентиры, которых придерживаться, оставил рулевого на мостике один на один со штурвалом. Как показалось, с караваном тоже. Состав, казалось, в безмолвии    двигался, безотносительно воли рулевого. Как во сне. Было очевидным, что караван все больше и больше отклоняется от  незримой линии, которой приказал придерживаться штурман. Или только казалось? Течения на Дунае сильные и фарватер изменчив. Леня это усвоил твердо еще в учебном классе. И при таких обстоятельствах понадобится совсем немного времени, чтобы превратить теплоход в землеройную машину мощностью в две тысячи лошадиных сил. В детстве, впервые забравшись за руль двухколесного велосипеда, будущий штурман чувствовал то же самое. Но вахтенный помощник, похоже, никуда и не уходил, а наблюдал за рулевым из-за спины. И Леня, кажется, никаких непоправимых ошибок не совершил. Или не успел совершить, кто теперь скажет? Леня допытываться не стал. Придет время и поймет Леня, что это школа. Так всех и учат. Таким же способом, когда придет его время, учить рулевых будет и он.

Как и всякая другая транспортная артерия, Дунай во всех лоциях описывается так же, как и течет, от истоков к устью, но отличительная особенность Дуная в том, что километры  фарватера исчисляются, начиная с устья. Дунай - единственная река Европы, измерение которой ведется в обратном направлении - не по течению, а против него. Нулевой знак находится в месте впадения в Черное море - это и есть точка отсчета. До румынского порта  Браила расстояния исчисляются в морских милях, а далее вверх - в километрах. Местами глубина Дуная достигает 60 метров. Но глубины на Дунае переменчивы, и сесть на мель не проблема. Проблема слезть с нее.

По навигационным условиям Дунай принято подразделять на Нижний, Средний и Верхний. Нижний Дунай простирается от Прорвы до Турну-Северина. Турну- Северин -  поселение на месте римской крепости Дробета – начало «Железных ворот». Это 931 км от моря. То самое место, где турки перегораживали цепями Дунай  для сбора мыта и взимания мзды. Потому и «Железные Ворота». С правого борта Румыния, слева братья- славяне. Югославия.

Вообще, Дунай река международная, границ много. И Дунай в пароходстве не принято называть рекой. Дунайцы вообще обидеться могут. Потому что Дунай - это Дунай. И так на всем протяжении - Дунай, Туна, Дуна, Дунэря или Дунав.  Всяк на своем языке. А народов на берегах его проживает, не в каждом справочнике узнаешь. Политика. А каждому - Родина. Плавание по Дунаю заграничное, как на море, и глубины позволяют  морским судам подниматься вверх. Только сноровка надобна. Поэтому морские суда по Дунаю поднимаются не часто, но до самой Чехословакии. О трудностях плавания на Дунае говорить не принято. Многолик Дунай, а местами бывает, неистов и гневен, как и его народы. Народы промеж собой вроде бы и ладят. До поры…
Испокон стояли здесь крепости и воинские лагеря. Римские, турецкие, австрийские. Кельты, римляне, гунны, германцы, авары, славяне, венгры... Каждый помянет прежде  тех, к потомкам которых себя причисляет. Нередко без особых к тому причин. Так, по принципу личных симпатий…

Бог весть кого еще суждено видеть этим берегам. Персидский царь Дарий I пошел с мечом против местных племен, но позорно бежал с остатками своих войск. Простите, братья персы…..Мы, вроде и не причем. Недалеко за озером Ялпуг в Буджацкой степи, где  супостат поил своих лошадей, и ныне стоит курган, на котором находилась ставка царя. Не прислушался к гласу скифских посланников Дарий. И Александр Македонский не послушался…. Потеряв в безводных степях свои когорты, поставил в Килие памятник языческому богу Зевсу и ушел восвояси за Дунай. Не поклоняемся мы языческим богам, Александр. Гнется, да не сломается разноплеменный народ, пока Дунай вспять не побежит. Ибо худших врагов сам себе народ и плодит. В лице правителей собственных…

Прошли времена и Тиберия и Траяна. А в низовьях Дуная водораздел промеж горячих голов и теперь проходит по признаку принадлежности к потомкам Траяна или Децибала. Притом, что в жилах каждого кровь и того и другого. Крестоносцы были, турки…. Одна память и осталась, да старые развалины. Все ушли, развалины на память. Вот Македонский на память оставил каменного истукана, американцы - радиацию.

Среди выпускников негласное соперничество, кто раньше станет старшим рулевым. Но чаще это дело случая. А вот последующее зависит от личных психофизических качеств соискателя, в том числе от внимательности, памяти и усердия. Совсем не случайно однокашники со специальности «Судовождение на морских путях», реки боятся как чумы. И потому Ленька Круцких не рыдает. Он даже рад, что на должность старшего рулевого  назначили его - Леньку. Со временем свободным не очень, ну и да ладно. Дела амурные на Амуре, а здесь Дунай. Правда в Австрии диковинка есть, и понаблюдать можно. Ближе к Вене по обоим берегам нудистские пляжи, бери бинокль, наблюдай, не хочу. Но Васька Маркитан сказал, что похабство это и вообще, лучше «Плэйбой» разглядывать, чем озабоченных жирных немок. А Васька зря… Девчонки совсем и ничего. Насмотришься, аж, в голове шумит. Рассказывают, что с палубы пассажира туристы однажды такое увидали, что чуть судно не опрокинули, а потом по каютам разбежались… Интересно, испугались, или еще чего… 

После обеда засыпаешь непроизвольно, книжку почитаешь и опять на вахту. А после вечерней вахты, сам господь велел. Экипаж свободный от вахт ночью отдыхает. В машинное отделение в гости не пойдешь, там ревет, мостику с его вибрацией позавидуешь. На мостик после вахты  тоже не тянет, за день настоишься, ждешь смены, как шахтер выходных. Правда, Леня в промерочной команде. Есть такая в судовом экипаже. Дунай река широкая и многоводная, да вот обстановка навигационная на ней такая же переменчивая как и на других реках. Это на море -  НАВИПы, НАВИМы, компасы и гирокомпасы. Леня в этом разбирается. Подготовка в мореходке была  специфическая. Кораблевождение на морских путях преподавали тоже. Придет время, мальчишки дослужатся - будь здоров. Но это все море. А вот извещения об изменениях в навигационной обстановке на реке всегда приходят с запозданием… На то и промерочная команда. Это означает, что когда нужно промерять глубины на фарватере, Леня с футштоком на носу разъездного катера. Прямая обязанность. Это кроме несения вахты на руле. Есть у Лени и другие обязанности, но как объяснили люди знающие, главная его обязанность - присматриваться к обстановке и  определиться с местом в экипаже.  Он больше не  курсант, но пока и не командир и должен  привыкать к новому положению в этой жизни. Правда, понятно оно пока не очень. Леня и помалкивает. Его дело под козырек и выполнять, а еще лучше выполнить еще до того как прикажут. Вчера. И еще, подальше от начальства, меньше замечаний. Вот границу в Союзе закрыли без больших проблем. При виде пограничников вспомнился Дубровин, но проблем не возникло. Но вспомнилось.  Было дело, на практике снимали моториста - гагауза, чего-то не ладно было с паспортом. Догонял потом перед самым Будапештом. Васька Маркитан еще успел неделю поработать на штатной должности отсутствующего. Обошлось. Потому что в порядке у Лени с паспортом.

Вон, слева по борту румынский пограничник на бричке объезжает свой участок. В распутицу - верхом. Ни много, ни мало - семь километров. А на сложных участках фарватера скорость каравана ненамного больше пограничника на бричке. Не случайно рассказывают легенду, что где-то здесь свалился ночью механик с баржи за борт, никто и не заметил. Всю ночь бежал за караваном морячок, пока с толкача не заметили и не подобрали. Давно замечено, не охраняют румыны свою границу. Ни с нашей стороны, ни со стороны других сопредельных государств. У Чаушеску денег не хватает.  Рассчитывается с международным валютным фондом. Но пограничники вредные. На практике долго стояли в Галаце. Карантин был по холере. Вина хотели купить у местных цыган. Так у пограничника у трапа от возмущения глаза на лоб полезли.  «Голера!!,Голера!?!!»  Обменял чей-то местный родственник все-таки селедку на вино.  Так пограничников этих едва не полвзвода понабежало. Кушать просят. Селедку. Вина даже притащить обещали. Пришлось объяснять - Голера. Повариха, правда, из  вилковских  липован, смилостивилась -  накормила. Жалко все-таки. Может, не дай бог, родственники какие.  Земля-то из поколения в поколение переходит из рук в руки.  Ну, вот так вот, границу не охраняют, а формальности будь здоров. Да и то сказать – охранять-то от кого?  Если только от собственных сограждан. Румыния начинается почти сразу после Рени. Румынский Галац просматривается чуть ли не из Измаила. Границы здесь Украины, Молдавии и Румынии почти соприкасаются. А живут по берегам все больше русские староверы. Вон, опять липоване на шняках своих просятся отбуксироваться до дому.  Далеко отнесло рыбаков течением. Машут, зацепиться надо бы. Как тут не поможешь.  Хоть и иностранцы,  да  единоплеменники. Румынские пограничники ругаются, ну да не увидят ночью. А увидят - отговоримся. Скажем, что не заметили, как прицепились бродяги. Мы и не знали вовсе, что русские это. А уж коль русские, так вы приетений  при нас то с людьми поаккуратней. Обидеться можем. Может непонятно чего? Цвет флага не заметили? Не повезло вам. Советский Союз - флаг красный. Вот в прошлый рейс,   говорят, моторист был в экипаже, все наречия знает. Он разъяснил бы вам. Вежливо. Комсомольский билет показал бы…вместо пропуска. Про Сталинград рассказать мог и про Крым. А, вообще, милости просим на борт. Кофе,  чай?  Это вначале только душа убегала в пятки, а потом привыкаешь…

Рулевую рубку трясет сильней, чем кабину  вертолета. Ленька пробовал, знает.  Дунайцы  в ресторане официантку просят первую рюмку полной не наливать. После рейса у рулевых еще два дня руки трясутся, расплескать боятся..  А во время межрейсовых стоянок экипаж на судне спать не может. Тишина спать не дает. Недели две, вахты, промер глубин, другие  сопутствующие  обязанности и  будет «Краснодон» в Австрии. 

На вахте Леня много о чем успеет передумать. Очень скоро река становится пограничной между Румынией и Болгарией.  проплывает по левому берегу Силистра. Раньше где-то здесь жили гагаузы. Потом коммунист Тодор Живков объяснил всем, что народа такого нет, а есть Аспаруховы болгары. Гагаузы ихние потомки. Здесь в 971 г. Святослав  Рюрикович вместе с союзными половцами бился против византийцев. Интересно, что он делал в этих землях? Чего хотел от православных? Загадка для потомков.  И почему ушел? Святослав Игоревич ушел, а гагаузы остались. До поры. Терра Карбункул, венецианские негоцианты места эти называли, ныне Добруджа

Далее верх по течению  по левому борту начинаются сербские земли. Югославия. На следующий день к вечерней вахте подходит караван к рейду порта Турну-Северин. 931 километр от нулевой версты у входа в Сулинское гирло. Здесь заканчивается Нижний Дунай. Или начинается?  Какая в самом деле разница, в любом случае, после Катаракт пойдем по Среднему Дунаю. Катарактами место это называется. Водопады, по-румынски. Это место турки и перегораживали железными цепями, откуда и название - Железные Ворота. Караван становится на якорь.

Подходит катер агентства. Почта для капитана и прочие  формальности. Свежие газеты. Еще два года назад здесь караван распускали, и начиналась  лоцманская проводка через Катаракты. В этом месте Дунай продирается через предгорья Балкан, Альп и Карпат. Берега высотой до ста саженей. За штурвалы буксировщика и  барж становились лоцмана. С правого борта Румыния – с левого Югославия. Судоходный канал - вдоль югославского берега. Скорость течения такая, что  тащить единственную баржу помогает паровоз. Проложенная вдоль канала самая короткая в мире железная дорога работала без перерывов на обед. Движение регулируется светофорами. Движение в одну нитку. Одностороннее.

Где-то слева по борту в садах и минаретах над оранжевыми черепичными крышами и крепостными стенами стоял остров Аде-Кале. В справочниках написано, что переводится как Остров-город. Люди, объясняющиеся на тюркских наречиях, утверждают, что название следует переводить как «поименован городом». Поселение  и остров до 1912 года принадлежали Турции.
При строительстве плотин  румыны, что смогли,  перевезли  на остров у города Турну-Северин ниже по течению. Однако, не впечатляет. Нет больше Аде Кале. Ушел под воду. И у нас такое бывало. На водохранилищах. Везде свои Малоги.

На берегу в скале можно было увидеть узкий  тоннель в рост человека. Якобы при Траяне  прорубили, чтобы с тыла противника врасплох застать. Тропа Траяна. Интересно, где тот противник был?  И кто поймет ту тактику. Врут наверно. И тропа Траяна под воду ушла?

На выходе из горного участка повторное формирование каравана. В прежние времена  "Железные ворота» караваном проходили дня за три-четыре. Понастроили плотин со шлюзами, и не узнать места те. И железной дороги той больше нет.

«Краснодон» теперь справляется без лоцманов. Два шлюза. Один у румынского берега, второй со стороны югославского. Светофор приглашает в свободный.  При необходимости движение можно организовать двухстороннее - как на шоссе. Прохождение  Катаракт  вместе с составом  займет 0-12 часов. Сразу после Железных Ворот начинается Средний Дунай и бежит он уже по территорию Югославии. Велико-Градище - таможенные формальности. Живут здесь сербы…  Живео,  Србиjа!  К советским сербы относились хорошо всегда. Здесь снабжаются водой и свежими продуктами. Дешевле нет.

Далее по маршруту движения Белград, потом и Нови - Сад, мосты которого разбомбят американцы. Караван на сей раз  проходит столицу Югославии транзитом. Первый пункт назначения - порт Вуковар. Маневры просты, когда отработаны. Оставили две головные баржи на рейде  и дальше  с  остальными - на Бездан, где закрывается граница с Югославией. Это Хорватия и  отношения строже. Может из-за Тито. Хорват он был. Объяснил бы кто,  чего вожди не поделили? Но только не комиссар. Тот объяснит. Вмиг визы лишишься, если будешь много спрашивать, а ответов у помполита не будет. Оно Лене надо.

Перед крутыми  излучинами Дуная  нужно выходить на связь со встречными караванами. Вот только  на иностранцах рации чаще не работают. Нет их, что ли? Крутые повороты в тумане преодолеваются в авральном режиме… На баржи вызываются шкипер, боцман и рулевые.  При отсутствии встречного движения и при ясной видимости пройти излучину не проблема. Ну а при наличии встречных судов уступать дорогу обязан идущий снизу. И всегда речники уступают фарватер морякам. Профессиональная вежливость. Прошли бы только, да и ладно. Принято считать, что у моряков на Дунае проблемы не с речниками…. Но бывает и по-другому… Уже через 20 километров после югославского Бездана - порт Мохач и венгерские власти принимают караван под свою юрисдикцию.

3 помощник на катере выезжает в порт. Задерживается недолго и караван опять снимается с якорей. По борту проплывает Дунайварош с его крупным металлургическим комбинатом, работающим на советской руде и шихте. Но сегодня  «Краснодон» идет мимо. В составе баржи на Комарно и Линц.

На подходе  Будапешт. Это 1647 км от сулинского устья. Зона  повышенной опасности. Мостов много, а у  мостов Маргит и Арпад к тому же  узкие пролеты. По борту проплывает остров Маргит – случайный луч прожектора выхватывает из ночи юные парочки. И куда родители только смотрят? Время за полночь. Европа. Мадьяры так и называют Маргит -  остров влюбленных. Выше по течению на высоком правому берегу    судостроительный завод "Обуда," на котором построен «Краснодон». Стоял Леня там в ремонте. На практике.  Денег было немного. Сообразно статусу. Зато девчонки тоже  сообразно статусу. Студентки из университета. Капитан Руденко строгих порядков не устанавливал. После вахты в город  -  свободно. Главное условие - чтобы без международных инцидентов. С представительницами прекрасного пола - тоже, чтобы без инцидентов. Гуляли по Маргиту. До утра. На бесконечной вахте приятно вспомнить. Наверно потому, что было хорошо и наверно потому, что без инцидентов.

В Комароме оформляется закрытие венгерской границы. Так и называется - закрытие границы. Подходит катер с капитанской почтой и свежей прессой. На утренней вахте по курсу Комарно. А это Чехия. В Комарно расположено отделение чехословацко-советской дружбы, коллективным членом которого является и «Краснодон».  Ох, и много пива было чешского выпито во благо этой дружбы. Хорошие парни чехи.

В Комарно на рейде остаются две баржи с рудой. Пополняются запасы питьевой воды и хлеба. На толкаче собственный хлеб выпекать нет никакой необходимости.  Лавки на каждом километре. Это вам не море. В Комарно измаильчане вплоть до 70-х принимали на борт лоцманов на Линц. Но как только освоили фарватер, перешли на самостоятельную проводку.

Сразу после оставшейся по корме Братиславы  - Австрия. Берега ухоженные, пейзаж завораживающий. Пастораль. Особенно, пока не начнешь догадываться, чьими стараниями красота эта нечеловеческая создавалась. Уложены  берега тесаным  гранитом, для спуска к воде оформлены ступеньки. Кто бы сказал, сколько же здесь пленных  полегло. И где лежат. Не увозили же покойников в крематорий. Порушить бы все. 1920 километр. Вена. С рейда город просматривается плохо, левый берег почти не заселен, просматриваются небольшой микрорайон с телебашней и центром ООН. Стоит «Краснодон» в Вене, в ожидании таможенников. Всем известно, еще турки перекрывали Дунай железными цепями для взимания мзды и мыта. Мытари одно слово. От слова этого  таможня и берет свое начало. Кто в мореходке не учился, тот не знает. Мыто государю, мзду в карман. Мытищи - тоже от слова мыто.

Австрийские таможенники - парни интеллигентные,  и в дурном не замечены, но гостеприимством подучетного элемента не брезгуют. И не секрет это в полицайпрезидиуме, да ничего фараоны не поделают. Традиции. Где как, а у нас Дунай - река дружбы. Тут развернись неловко, хлопот не оберешься. Нехай себе следуют традициям. Вон все на мадьяр жалуются. Австрияки народ миролюбивый,  мало что язык немецкий. Тут и хохлов-русинов хватает. Как впрочем, по всему течению Дуная. И все на таможне. Только не в Венгрии. Там одни мадьяры, да румыны бычат. Потому что Румыния для румын. В Венгрии вроде русинам и ничего, только на таможне что-то их не видать. Так-то. А так наши везде, говорит  шкипер-моторист Федченко, до самого Берлину, так что Леня ты не турбуйся.  И там  тоже наши братья-славяне, сорбы- лужичане. А младший лейтенант Круцких и не турбуется, он точно знает, если бронебашню на бак и четыре бронелиста по бортам, не видала монитора краше Червона Украина. Славным традициям Дунайской флотилии Черноморского флота дунайцы следуют достойно.

Дело Лени -  проводить в кают-компанию. Таможне почет всегда и везде. Их остерегаются  и часто, без особых к тому причин. Таможня есть таможня. Притом, что при оформлении  формальностей  может чего и обломиться. Наверно, не такое и неприятное дело. Не пренебрегать же гостеприимством хозяев. А на «Краснодоне» с этим делом все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо…. Наши таможенники тоже не прочь порой да кое-где. Вообще,  вверх по течению семь государств и потому  пунктов пропуска столько же. Рейс до Вены прошел без особых происшествий. При таких обстоятельствах таможенные формальности, давно превратившиеся на Дунае в рутину, сопровождаются гешефтом. Дело Лени соблюсти протокол. Что это такое, учителя рассказывали…в мореходке.  На уроках по основам морского и международного права. Да Владо Клем и Фридрих  Нечипор парни простые, особых церемоний не требуют.
- Битте, майне херрен, битте…
- Данке шен Леон,-
Тут уж и стол накрыт и  горилка украинская из капитанских запасов на столе. Пора уже. Ну, грех не выпить. Давно. Нечип може и не Нечипоренко зовсим. А Клем точно из русинов. По повадкам и масти видать. Берет Владо рюмку, в лучших традициях опрокинув трюм и крякнув, намазывает бутерброд горчицей. Все приумолкли. А запах!  Горчица-то домашнего приготовления и никто не скажет фрицу, поаккуратней бы. Видать на запах повелся. За столом в тихом молчании наблюдают, как Владо кладет в рот бутерброд с толстым-толстым слоем горчицы. Ну, прямо масло шоколадное….. Глядя на фрица,  захотелось сала  с горчицей и сотку.  Невмоготу, да не время. Судовая буфетчица растеряно улыбается. Ну, что ж, на шару и уксус сладкий. Через секунду молчание стало   гробовым, потому что таможенник выкатил глаза и чуть погодя заревел как судовой тифон. Из глаз слезы. Таможенник слово выговорить не может, а второй от непонимания ситуации хватается за парабеллум. Опомнившийся Владо успокаивает Фридриха и признается, что такое русская горчица он знал, да позабыл. И бабушка у него русинка была из Венгрии. А уж крепкую такую горчицу он отродясь не пробовал. Поэтому он  реквизирует ее для использования в борьбе с врагами Австрийско-Советской дружбы.  Ну, можно хоть чуть-чуть, совсем немного? Таможенники со смехом и изрядным запасом горчицы покидают судно. У  Меланьи горчицы этой, на каждый пункт перехода границы… Вообще-то Меланью и не Меланья вовсе. Да это история особая, романтическая и Леню она не касается. Но рассказывают, что Мила с парохода на пароход преследует одного из выпускников мореходки. Да видеть он ее почему-то в упор не желает.   Выше Вены Корнойбург, где строились для  Советского Союза "рысаки", а потом и сухогрузы и танкера с правом выхода в море. Много их нынче в Северном море. Это на них справляются два судоводителя и два механика. Выше Корнойбурга на левом берегу  Дуная одиночный памятник Кутузову, и  говорят, монумент установлен на месте захоронения сердца великого полководца.

Течение чувствительно увеличивается.  Грунт местами скалисто-гравийный. На таких участках якоря не держат. Это верхний Дунай,  господа товарищи. На берегах в местах стоянок судов, установлены кнехты. За отсутствием кнехт приходится раскреплять состав за крупные деревья, которых на берегу хватает. Далее печальной памяти Маутхаузен. И, наконец, порт назначения Линц - крупнейший австрийский металлургический комбинат и родина душегуба Гитлера. Команда в выгрузке  не участвует. Обычные сутки на отдых и вниз. Иногда с транзитным грузом на Ближний Восток. В Ливию к Каддафи или на Тунис. Перевалка на морские суда в Рени, это Паша, откуда, или в Измаиле, который знают все.

Во время стоянки - экскурсия в Маутхаузен. У входа в лагерь гранитный памятник  вмерзшему в лед Карбышеву. За оградой аккуратные ряды бараков, и каменоломни, где пленные разрабатывали гранит для оформления этих самых чужих берегов. Рядом с бараками - печи крематория, газовые камеры и остальное, что по разумению  гостеприимных хозяев, без чего подобным учреждениям никак. Похоже на бойню. Всечистенько,аккуратно.Иоттогожутко.

Баржи  выгружены.  Вирай якоря и на  Вену. И стоит «Краснодон»  вскорости у причала  австрийской столицы. Шоппинг. Вот сейчас бы пару танков. Магазины, как водится, недалеко от порта. Продавцы разговаривают на всех европейских языках. Большинство выходцы - из Восточной Европы. Есть и из Союза. Наверно, диссиденты. В Маутхаузен, интересно, ходят? Много поляков. Ассортимент обычный - нейлоновые рубашки, мохер, гипюр и чего-то там еще. Удивил  радист Анисимов - купил  магнитофон.  Пополняются запасы провизии, воды и оформляются погранично-таможенные формальности и домой, пока зима не застала в Австрии. В Австрии зимовать неохота.

Капитан Невара Виктор Иванович, известный за отчаянность еще в курсантские годы как капитан Наварро, оставаться на зимовку в Австрии желал меньше чем кто-либо. Не рекомендовано зимовать на Верхнем Дунае. Есть тому причины. Капиталисты тоже не особо стремятся к зимовке в Союзе. И вообще, капитан Наварро спешит. Кличку такую он заслужил еще в Рижском речном. Еще то было учебное заведение …нет его нынче… расформировали. На военном отделении готовили офицеров на речные флотилии ВМФ и  для погранотрядов КГБ. Остальные специалисты предназначались для объединенного Министерства морского и речного флота СССР.  Виктор Иванович в память о былой юности и норовит управляться толкачем как бронекатером. Когда портовый  буксир  выводил попутную баржу на Комарно, капитан, не дожидаясь пока  выставят ее на якорную стоянку, пристроился пятаком толкача к корме баржи, и под изумленные возгласы на буксире, приказал сбросить буксировочный трос. На верхнем Дунае этого больше никто не делал. Маневр удался. Но, как оказалось, для аплодисментов было не время.  Потому что маневру изумился не только австрийский капитан, но и шкипер-моторист Федченко, которому изумляться по штату не положено было. Потому что шкиперу в завершение маневра,  следовало,  проверив работу рулевого устройства баржи,  заблокировать  перо руля в среднем положении, как это и принято по-походному. Шкипер  этого не сделал. Изумленный шкипер с выражениями восторга кинулся с баржи на толкач, где на ходу вообще-то  ему и определено место. А между тем, как выяснилось наутро, на барже оказалась поврежденной тяга руля. В Комарно так и пришли - с поврежденным рулевым устройством. На Дунае ходит много легенд про деревянный якорь. Наверно у сказок этих были реальные основания. Потому что к чехам пришли в довершение всего и без кормового якоря толкача. Обстоятельства, как потеряли якорь, Леня так никогда и не узнает. Народ на судне не болтливый. С Леней вопрос никто не обсуждал.  А спрашивать и неловко. Похоже на поиск виновного. Совет мудрейших пришел к выводам, что рулевое устройство было повреждено в результате недогляда со стороны Федченко. Однако тот же Совет постановил обратиться в местное отделение чехословацко-советской дружбы, во всем честно повинившись. Что и сделали. Напрасно диспетчерская служба Советского Дунайского пароходства двое суток вызывала на связь теплоход «Краснодон». «Краснодон» притаился и терпеливо ждал пока братья-славяне за спасибо поднимали в док и ремонтировали рулевое устройство баржи. Вот такие парни чехи. И якорь где-то добыли. А вы говорите. Дружил Наварро с чехами.  Из Комарно в балласте - за груженными баржами  на Будапешт.  Границу чехи закрыли в Комарно, а венгры открыли тут же на противоположном берегу в Комароме. Без гешефта. И зря.  Ох, зря пожадничал капитан. И пожалеет он еще не раз. Но это позже. А так  на Дунае населенных пунктов  разделенных между государствами берегами Дуная хватает. Водки не напасешься. Отошли от Комарома в обед. Леня сменился с вахты, только пообедал и за книжку, как  ружейные выстрелы на палубе. Это Федченко уток стреляет.  Вообще-то иметь на борту оружие дело немыслимое. Но Леня уже наслышан и знает, что  промерочной команде срочно в катер собирать трофеи. На судне ничего не делается без ведома и разрешения капитана. Судовой кот и тот не  мяукнет. Катер на воду. Ленька  с футштоком уже на носу катера. Теплоход дрейфует неподалеку от мадьярского берега, подрабатывая винтами и, по всему видать, все еще в пограничной зоне. Стрелять здесь категорически запрещено. Это и ежу понятно. Вот и дичь непуганая. Считай заповедник. Двух уток подобрали сразу, а третий – подранок, выскочил на чешский берег. Умная птица. Охотникам граница на тот берег уже закрыта. Катер, чтобы не отсвечиваться перед чехами, пристал к пустынному венгерскому берегу. Никак решили, что у мадьяр как у румын,  один пограничник на семь километров. Вот бы Федченко сейчас сюда. Однако Леня его и на палубе то не видал, когда в катер запрыгивал. Высаживается Леня на мадьярский берег как  при десантировании через Ламанш. И надо сказать, сразу по пояс в болото. Ему бы назад. Так ведь нет. Направив ствол автомата Лене в голову,  бесшумно  появившийся неведомо откуда  венгерский пограничник знаками приказывает идти к нему и ручки, ручки….выше,
- Ком цу мир, камерад! Уж осень поздняя, а Леню в жар бросило. Вон оно как в плен попадают! Будет тебе и Маутхаузен, будут тебе и каменоломни! А потом закроют визу. Руки в гору надо бы, да как тут выкарабкаешься. Выбирается Леня из болота и к стражнику босиком. Остальные следом. Тем временем венгерские пограничники высаживаются к молодогвардейцам на «Краснодон». У мадьяр в секрете парень молодой и видать неопытный, потому что от уток избавиться удалось незаметно. Привел он пленных на заставу, где дежурный офицер, чтобы не сговорились, расселил задержанных по отдельным камерам, да поздно товарищи!!!  После херсонской мореходки все ваши испытания курам на смех.  Задержали вы промерочную команду, а что до того, что на берег высаживались, так граница у нас открыта. По нужде мы. Естественным надобностям.  А что погранзона у вас здесь, так нам и знать не положено. Подумайте, лучше, как будете с посольством объясняться, союзники! В камере чисто, аккуратно. Стол да топчан деревянный. Параши только нет. Писать выводят в коридор. И воду дают. Не сразу, но дают. Оно и понятно, чего со шпионами церемониться, воды дашь, потом в туалет выводить надо. Выдержали   краснодонцы мадьярский застенок. А сидеть пришлось долго.  Пока у капитана водка не кончилась. С мадьярами Наварро тоже умел дружить. Водки видать было много, да лучше, когда больше ума. И Лене времени подумать хватило. И как это такое могло случиться, что на судне оружие, при том, что на судах загранплавания просвечивается каждый квадратный дюйм? Видать Федченко отчетливо понимал, что стукнуть на него  будет некому. Да и капитан, похоже, в курсе «комсомольского прожектора», иначе не решился бы. Если что, визы вот лишат промерочную команду и не за что-нибудь особенное, а за нарушение законов о государственной границе или еще чего придумают.   Потому что сдадут загранпаспорта молча. Так увольняли в пароходстве. С умом. А чтобы не трепались, пообещают через год опять принять… визу открыть… Морген,  морген, нур нихт хойте… Традиция.  Келла  промахнулся,  Келла будет должен. Хорошо водки хватило. Уже при подходе к венгерскому городу Байя начался сильный ледоход, одновременно поступила команда из пароходства становиться в затон для зимовки. Большая часть команды отправили поездом в Измаил. Леню, в соответствии с его о его универсальным образованием, оставили на зимовку в должности четвертого механика, поручив, при этом дополнительно, исполнять  обязанности начпрода. В мореходку Леня поступал на специальность «Судовождение на морских путях». Уже потом, выдержавшим испытание колхозом, объявили решение высоких инстанций о том, что Ленькин взвод  будет специализироваться по Дунаю. Дунай река судоходная, и судоводителей на Дунай готовили в речных учебных заведениях. А механиков все больше направляли из мореходок. Программа обучения в морских и речных учебных заведениях отличалась существенно. В том смысле, что судоводителей- речников обучают эксплуатации судовых силовых установок. Морякам понять это непросто. Не умеют они так. Да не боги горшки обжигают. На внутренних водных путях люди справлялись вполне. У речников мощная береговая инфраструктура и в связи с длительным межнавигационным периодом  достаточно возможностей для поддержания материальной части на должном уровне. На Дунае такая система не прижилась. Зима короткая, да и береговая инфраструктура, по большей части, принадлежала иностранным компаниям, а посему, в целях экономии валютных средств держали на судах полный штат механиков. Надо заметить, высококвалифицированных специалистов. В машинных отделениях речных судов Советского Дунайского пароходства было чисто, как в церкви, а раскрашено ярче, чем в ином музее инженерной  мысли. Моряки, попадая на эти суда, приходили в изумление.  На вопрос, как удается поддерживать такой порядок, ответ всегда был один  : -У нас не сорят, потому и убирать не нужно!-

И не удивительно, весь штат  машинной команды состоял из четырех- пяти специалистов с образованием не ниже средней мореходки. Кому сорить, убирать то некому! Учили эксплуатации судовых силовых установок и Леню…   И на практике отработал целый месяц в машинном отделению. Правда, без особо большого рвения. Это когда погранцы снимали гагауза. Взвесив все обстоятельства по совокупности, и учитывая пожелания остальных членов экипажа, с которыми капитана связывали более тесные узы, Леню оставили в числе лиц,  на которых возлагалась ответственность за обеспечение жизнедеятельности каравана  в межнавигационный период. Леню это несколько озадачило, но будущему штурману задавать вопросы и много сомневаться не предусмотрено уставами. За него все решено. Уж который раз…. Проблемы возникли по всему кругу вопросов, но сначала столкнулся  Леня с  вопросами  продовольственного обеспечения экипажа. Он не представлял интересы оккупационной армии, и потому продукты нужно было покупать в местных лавках, для чего кроме как иметь деньги следовало бы знать еще и местное наречие. А мадьяры с русским языком знакомы не намного больше, чем с его южно-китайским диалектом. Помогли знания немецкого и наличие всех десяти пальцев на руках. Да к тому же в Европе, слава богу, пользуются арабскими цифрами. Через месяц, при необходимости, Леня с мадьярскими красавицами мог поговорить и о любви. Но не до любви, однако. Потому что подошло время и для технического обслуживания оборудования. А техническое обслуживание баржи на зимнем отстое сводится к  периодическим пускам дизеля,  основное назначение которого приведение в действие  механизма брашпиля, т.е. лебедки для поднятия якорей баржи. Работающий агрегат при этом производит подзарядку собственных пусковых аккумуляторов. В принципе, дорогой читатель, все также просто, как и на Вашем личном авто. Дизель с одной стороны  разъемной муфтой соединяется с редуктором брашпиля, а на другую оконечность коленчатого вала навешен генератор, дающий электроэнергию для подзарядки аккумуляторов. Своевременное и регулярное проворачивание и пуск дизеля обязательны, иначе, если аккумуляторы разрядятся, дизель уже не запустить и соответственно не подзарядить аккумуляторы. Если только не перенести на толкач и не заряжать от судовой электростанции. Понятное дело, что речь идет о катерных кислотных аккумуляторах. Они тяжелые. Очень. Дубровин еще рассказывал о плотности и уровне электролита в банках.  Лучше бы Леня не знал так много. Приедут специалисты – разберутся. За два месяца с аккумуляторами ничего не случилось бы, даже если бы он их вовсе не трогал. Неплохо  бы запускать дизель для подзарядки да доливать дистиллированную воду. Регулярно. Но Лене никто толком ничего не объяснил. Его поставили на должность и потребовали исполнения обязанностей. Давно замечено, на формальные требования обычно отвечают формальной работой. Но не Леня. И потому, когда на одной из барж дизель упорно не пожелал заводиться, Леня решил реализовать полученные у Милочки знания в полной мере.

Полагая усилить пусковую мощность батареи, стал Леня, согласно разумению своему менять схему соединения аккумуляторов. Вроде бы все понятно, известно и логично. Однако случилось то, чему и должно было случиться. Короткое замыкание кислотной аккумуляторной батареи. Картина страшная.  Потому что батарея взорвалась. Кислота  при взрыве выплеснулась на Леню.  В глаза, похоже, не попало. Казалось и время бег свой  замедлило, а может наоборот ускорило… Такое вот искривление пространства и времени. Шок, как в детстве на двухколесном велосипеде. Все не иначе, а как должно быть по науке, и помимо воли. Джинсы,  расползаются  на глазах. Жалко джинсы. Это потому, что  в глаза не попало. В противном случае джинсы жалко не было бы. А с рук и лица Леня  остатки электролита  смыл раствором пищевой соды из  аптечки. Следующий раз придется надевать защитные очки. И комбинезон тоже. Несмотря ни на что и вопреки всему, перезимовал Леня  свою первую зимовку нормально. Даже понравилось. И с аккумуляторами обращаться научился и Лорелеи на Дунае не хуже чем на Рейне. Помполита на отстое не было, но капитан на судно водить знакомых запретил прямо. Без намеков. Но все равно было хорошо, хоть и страшно. С Венгрией и ледоходом попрощались практически одновременно. Без особых слез, но с приятными воспоминаниями. Совсем в отстое и не скучно. Особенно если капитан не скряга, а начпрод не плут. Всем и всего хватило. По проторенному маршруту сбегал Леня еще дважды на Линц и пошел в свой первый благословенный богом трудовой отпуск. Это когда в ресторане не только ужин, но завтрак и обед….. Пока деньги не кончатся.  Кончились деньги раньше, чем отпуск. Работы, однако, нет. Время свободное, занимайся чем хочешь. И предложил Лене инспектор  отдела кадров направление на учебу. Заочно. На инженерно - экономический факультет Одесского института инженеров морского флота.  Инженер  - звучит.  Все расходы кроме затрат на левые контрольные работы и чертежи якобы возмещаются. Чего отказываться. Экзамены Леня сдал  в Измаиле в учебно-курсовом комбинате.

Идет все чередом, и отходил Леня третьим помощником вот уж третью навигацию.  Мореходка уж и забываться стала. Много ребят со флота поувольнялось, а вот Иванов Витька, Паша Петрушко и Вася Батяц попали под призыв в Вооруженные Силы. Витька уж отслужил,  где-то на Севере, и старшим лейтенантом  вернулся в Херсон.  В уголовном розыске. Петрушко и Батяц дослужатся до капитанов первого ранга. Большому кораблю и плавание…

Водить составы в тумане  Невара уже почти научил. Видимость - впору уткнуться в берег и для уточнения с местонахождением, искать местных пастухов, ан нет… Не дождетесь… Стране нужны тонно - километры, а потому, экран локатора в морду рулевому, чтобы  ориентироваться на фарватере  по береговой линии и … вперед. При таких обстоятельствах за рулевого вахтенный штурман,  матрос -  впередсмотрящим, а  мастер на крыле. По рубке сквозняк - двери нараспашку. Капитан беспрестанно перемещается с крыла на крыло. В особо сложных случаях - за штурвалом собственной персоной.  Нет, на нижнем Дунае - от Прорвы до Измаила, так могут даже и моряки. Некоторые.  «Осетия»,  например, ходит по расписанию с точностью курьерского поезда.  Но вот выше «Железных Ворот» таких отчаянных немного. Диплом дороже. Да и жизнь тоже чего-то стоит, а не так вам просто. Мама родила, растила. Да и страна учила - тоже чего-то стоит. Уж про пароход и груз и речи нет. Тюрьма. Но сегодня день видно особенный, или капитан имеет особые причины торопиться. С утра туман. С якоря начали сниматься на вахте старпома, а туман, однако, состав из рубки едва просматривается. Когда Леня  принял вахту, выяснилось, локатор не работает. Забыли включить, притом, что состав уже  на фарватере. Судоходная обстановка устойчивая и изучена хорошо. В километре ниже излучина с крутым левым поворотом. Туман, однако. 
– Всем судам в районе 1910 км,  следующим вверх ,  я «Краснодон»,  иду встречным направлением  с составом. Прошу  связи. Всем судам, следующим снизу на Вену,  кто слышит, прошу  связи…
-  Шиш вам, потому что в ответ тишина. Не отвечают. В такую погоду разве что Макар  телят, да  наш мастер «Краснодон»… Нет даже обычных радиопомех. Экран локатора и австрийский сухогруз, прижавшийся в тумане к левому берегу, открылись почти одновременно. Перевести телеграф на «полный назад»  капитану  было недостаточно. Капитан  рвал на себя  рукоятку телеграфа, как если бы это было весло  шестивесельного яла. Телеграф уцелел похоже только потому, что маневр удался, и состав уткнулся носом в берег. Не разминуться. Что произошло бы, если бы дизеля управлялись   не  с мостика, а  передачей телеграфных команд механику, предположить несложно. Потому что пиво с поздравлениями австрияки передавали, не замочив ног. С борта на борт. Стояла бы на месте сухогруза советская баржа. Вместо сухогруза. На барже экипажа нет. А самоходка австрийская с экипажем, и поэтому катер спустить все-таки пришлось. Визит вежливости называется. Капитан спешил, и это было очевидно. Причины тому не известны, потому что Новый Год встречать, а может и зиму ночевать придется в Югославии. В Измаиле простояли трое суток и … в путь. «Краснодон» на отходе. С трудом удается сформировать бюджет и ресурсы в связи  планируемым празднованием Нового года в Югославии. Караван танкеров уже на рейде. Леня параллельно с исполнением должностных обязанностей успевает завести на судно портфель с водкой и шампанским. Уже к отходу выяснилось, что Валера Бобровский, судовой электромеханик и декламатор Эдуарда Багрицкого, частью спиртного распорядился по своему усмотрению. Заходили сокурсники. Еще любовь у него, видите ли. Примеру Валеры, недолго думая, последовали рулевой Виноградов, да и некоторые другие штатские, которым делать этого не следовало бы. К 30 декабря  караван  прибывает в Панчево. Новый  Год на носу, спиртного нет. Любить таких ребят не за что.  Им и самим себя любить не за что. Полное банкротство. Коллективным разумом группа младших офицеров в нарушение присяги  приходит к  мнению о допустимости правового деликта. Когда матросу горько на душе, его  никто не пожалеет. Посему вопрос решается радикально. Складывающиеся обстоятельства  решено рассматривать как условия  крайней необходимости. Это когда во избежание большего зла допустимо  причинение вреда  иным, менее важным  государством  интересам. В портфель, в котором на судно  в Измаиле доставлялась водка, в Панчево загружается весь имеющийся  на судне цветочный одеколон. Надо сказать, что в некоторых странах жидкий советский парфум  котировался на уровне самой твердой и конвертируемой валюты. Поэтому Новый год удался на славу, с привкусом адреналина и стихами Багрицкого до утра. С Панчево в балласте на Комарно и домой с металлопрокатом. После Комарно приходит в каюту к Лене один из участников Новогодних чтений Багрицкого и
- Леонид Дмитриевич, тут такие дела, значится,-  типа друзья мы, -  я вот по случаю приобрел у лоцмана плащик такой чудный. Сомневаюсь, однако, держать у себя в каюте. Двухместная она у меня,  а сосед сомнительный такой.  Проболтается Федченко, где  быть у меня неприятностям и потерям невосполнимым. Повесь, пожалуйста, у себя в рундуке. Таможня и внимания не обратит.  Личная вещь и все. И на отходе из Союза здесь висела, а  если что, все ребята подтвердят.-

Смолчал Леня. Нет, не смолчал, молча согласился,  хоть и не по душе  предложение младшего товарища. И не мог не согласиться. Корпоративная солидарность это называется. Думать раньше надо было. Говорил командир роты, не пей Леонид Дмитриевич с подчиненными, не пей, даже если обучался с ними в одном училище. Козленком станешь. Или козлом отпущения. Не послушался, однако.

К Вуковару подход на вахте второго штурмана. Караван из пяти барж порожнем в один ряд и по бортам по секции. Третьему помощнику высаживаться   для  разрешения пограничных и таможенных формальностей. Леня принимает официальный внешний вид.  Новомодный френч со съемными погонами, безупречно белая льняная рубашка и фуражка  итальянского покроя с квадратным козырьком и белым верхом. В Вене брал. Второй такой на всем Дунае нет. Вообще то фуражка больше подошла бы яхтенному капитану. Да кто там сильно разбирается, а кто разбирающийся, тот и сам пижон хороший, иначе и не разбирался бы. А так идет Леня с портфелем в контору капитана порта и всем понятно -  третий штурман это вам не труба на бане и не мешок с ветошью. Собирается Леня на берег и представлять перед местными властями флаг советский будет он достойно. Вызов на катер по громкоговорящей связи прозвучал как гром среди неба. Это всегда  неожиданно, но на этот раз что-то идет не так. Леня слышал, как караван стал на якорь, но как второй штурман собирается спускать катер, было непонятно. По бортам толкача ведь секции. После постановки на якорь толкач следует вывести из каравана и поставить на якорь, а затем и катер на воду. А Леня, товарищи, с портфелем, к услугам вашим завсегда…  Когда Леня вышел на палубу, картина предстала  глазам штурмана  трудноописуемая.   Секция, по правому борту, которая до этого мертво крепилась к кнехтам, болталась в трех метрах от толкача и висела на  тросах. Между корпусами секции и толкача - катер с  Семенюком.  Вова пытается багром оттолкнуться от корпуса надвигающейся  секции.  Времени  для раздумий нет, потому что секцию неминуемо прижмет к борту толкача, что будет с людьми в катере, сразу и не скажешь. Законы гидравлики. Между корпусами рядом идущих судов на ходу действует сила притяжения. Каждый курсант знает, чем выше скорость, тем больше эта сила. Скорость течения Дуная  колеблется от 80 до 120 километров в сутки. Из чего следует, что судьба катера вопрос времени. Леня портфель с документами закинул на дно катера и уже заводит подвесной мотор. Траектория фуражки с траекторией полета  Лени совсем и не совпала. Где та фуражка, кто теперь скажет?   А продавец так хвалил аэродинамику! Говорил, никаким ветром не сорвет. Гад.

«Вихрь-20»  -  машина  известная  шумностью и капризами, на этот раз заводится с пол чиха. Выскакивает катер из под носового подзора смыкающихся  бортов толкача и секции. В самый раз, и обойдется Дунай на этот раз жертвами малыми. Багор боцман справит новый, а фуражка… бог с ней с  фуражкой.  В Одессе тоже шьют фасонные фуражки. К возвращению третьего помощника из конторы капитана порта стоял «Краснодон» как и положено -  на якоре. В стороне от каравана. Авторство гениальной идеи по экономии времени при сообщении с берегом осталось неизвестным. Разбирательства не проводилось. И, слава богу.  Не способствуют такие разбирательства успешному продвижению по карьерной лестнице. Могут и обвиноватить.

Накануне опять  был Дубровин. Давно, однако, не появлялся.  Был Милочка в черной рясе подпоясанной веревочкой, с непокрытой головой и борода длинная, седая борода. Стоит он перед Леней и говорит - Будет Маркитан, знак тебе свыше. Из инстанций.- Милочка простер ввысь перст,  -  Из мира тонкой материи знак, не просмотри его, ибо потом уж и не поправить, не наверстать. 

Хотел Леня поблагодарить хранителя своего, да разбудили на вахту. Самое интересное так за кадром и осталось. А так у Леньки все тип-топ. Второй штурман Леня, и намекает капитан, идти второму штурману Круцких в следующий рейс старшим помощником. А на зимнем отстое, останется Леня за капитана. В отпуск капитану, а Леня потом. Как-нибудь образуется. Леня не сомневается, что образуется. А куда денешься с подводной лодки? Вообще-то Леня теперь опять « молодогвардеец»,  и вторым помощником он на теплоходе «Краснодон». Толкает «Краснодон» состав на Линц. Уже в городской черте Вены. Поднимается Леня на мостик, принимает вахту у  старпома. На Дунае «собачью» вахту стоит старший помощник. Капитан тут же, но с мостика уходит вместе со сменившимся помощником. Чай пить. Будет наверно откуда-то из-за рубки высматривать,  как Ленька  справляется в отсутствии капитана. Оно и понятно, воспитывает себе старпома.  Ведет Леня состав по главному судовому ходу уверенно, не впервой.  Леня давно ведет караваны вполне самостоятельно. Так оно просторнее. Рулевой надежный,  наверно, страшно подумать, и сам справился бы. Только не решится. Когда страшно, боятся все. Вот в мореходке страх этот и изживали. Знаниями, нравоучениями и увещеваниями, а то и просто поркой.  Это когда от строевых занятий штаны мокрые, а потом без отпуска.  Замечено, после полного комплекса процедур только веселей и пофигу мороз. Если только совсем дураком не сделают. Случается ведь.

Провел Леня состав уже ближе к концу вахты, процедура это не простая. Капитан тоже выдержал характер. Поднялся на мостик уже после прохождения моста. И говорит он Лене, что прошел он Леонид Дмитриевич Круцких самое сложное для себя испытание. Ну, может и не самое сложное. Но все же. И потому, предлагает капитан Леониду Дмитриевичу отметить это знаменательное событие рюмкой французского коньяка. Но так, чтобы не болела голова. Ну что же, дело хорошее, можно и по рюмке, когда все своим чередом. И в этот же момент по судну прошлись  толчок и легкая дрожь. Одновременно вроде как рябь по воде прошла, а следом послышался странный треск. Нет, состав шел в прежнем режиме. Гидравлический удар ощущался по корме. Оглянувшийся Леня замер в изумлении,  рушился пролет моста, под которым  он только что провел груженный для Линца состав барж

Все караваны, оказавшиеся в непосредственной близости от рухнувшего моста выше по течению на период расследования были остановлены в пригородах Вены. Как оказалось, румынский пассажир «Олтеница»  получил в результате обрушения моста повреждения и у австрийских властей, в чьей юрисдикции было происшествие, появились опасения в части претензии румын к участникам водного трафика.Неделю стояли под  Веной в ожидании разбирательств. Австрияки оказались совсем и ничего. Очень дружелюбны. Регулярно угощают фруктами. Заметьте бесплатно, а судов стоит немало. Чуть не полвыпуска дунайцев собралось под Веной. Где-то рядом стояли головные части Советской оккупационной армии. Видно оставили о себе добрые воспоминания. Всего то прошло четверть века. Если бы что не так, не забыли бы австрияки.

Сашка Дряхлов, третий помощник с «Вильнюса», говорит, что  когда по корме рухнул мост, у второго помощника от изумления защемило нижнюю челюсть, Потерял дар речи, пришлось обращаться  за помощью к местному костоправу. Наверное, шутит Саша.

Расставили  баржи по терминалам. И призадумались. Но не  надолго. В пароходстве думали тоже.  Караваны, оказавшиеся выше разрушенного моста, до срока были поставлены на отстой, а экипажи, частью как оно и водится на отстое, отправили в Измаил поездом. Остальным членам экипажа в качестве отступного - гуляния по городу. Надо сказать любимое место венцев в городе парк Пратер, что на берегу Дуная. Здесь же гуляют и измаильчане. В Вене родственников нема даже у хохлов. А если у кого и есть-помалкивают. Вот гуляя по Пратеру, однажды встретили  Валентину Терешкову, раздающую автографы. Подарила «Чайка» свою фотографию с дарственной надписью и Лене. Тут и вспомнился Милочка. Не это ли знак свыше. И надо сказать, не первый. Мир тонкой материи он такой. Учится Леня в одесском институте морского флота. Но Лене все это не очень и нр… В родном Воронеже в политехе есть специализация по летательным аппаратам. Призадумался Леня про знак свыше. Уж и осень надвигается. И гуляния приелись. Домой хочется всем, а при таких обстоятельства перспектива зимовки в Вене самая реальная и никого она не увлекает. Уж лучше в Сербии или в Венгрии, там вино дешевле. Стояли, однако, пока  сокращение  подвижного состава не стало сказываться на показателях работы пароходства и верстке планов грузоперевозок на следующий год. Вообще Вена известна системой своих каналов, но эти водные артерии не использовались измаильчанами, которые в Вену ходили в  грузу и пользовались как автобаном основным  судовым ходом. Шесть барж в составе общей грузовместимостью 8 тысяч тонн, не везде и пройдешь. Эксперименты при таких обстоятельствах на ум идут только сумасшедшему. Однако каждому овощу свое время. Эксперименту тоже.

И пришел к решению совет капитанов выбираться из блокады на свой страх, риск и ответственность. Для эвакуации был выбран обводный  DUNAUKANAL. Поворотов на нем достаточно, но  изгибы приемлемы, ширина метров сорок. Если попытаться  задними ходами, пятясь как рак,  то может получиться. В случае  неудачи, ответственность на исполнителях. К исполнению обязательны только письменные приказы. Что, кто-нибудь не знал? Или видел кто приказы эти? DUNAUKANAL  так  DUNAUKANAL.  На руль опытных и удачливых. Судоводителям  сектора обзора и ответственности. Капитан на мостик и вперед! Точнее, малый назад, пятясь и на ощупь, втягиваясь в устье канала. Капитан Наварро знает как, и если нужно,  выскажется. Глубины в канале сомнений не вызывают, но вот затейлив тот фарватер.  Стены бетонные как в шлюзах,  только повороты как на шоссе.  Дунай известен своими течениями. Ни одному проектировщику такой маневр и в голову не приходил. На  задних ходах управляемость существенно ухудшается. Толкач не минный тральщик. Так что  задними  ходами здесь  идти  едва не полдня. Да не боись, не война. И не обстреливают австрияки вовсе.  На «Краснодоне» за рулевого второй штурман Круцких. При форсировании главных двигателей на задних ходах, ощущение, что оторвет если не корму, то рулевые насадки. Говорил «Милочка» про знак. А посему, все будет, как предопределено. Все будет очень хорошо. Но что-то говорит, что если хорошо будет не все, то тогда все будет очень плохо. Леня это вспомнит. Потом. Идет в этом караване «Краснодон» вторым. Прорываться решили группами, с тем, чтобы в случае чего, можно было деблокировать  канал. Скандалов только не хватало. Над узким каналом рев дизелей привлекает внимание случайных прохожих. Гул как от авианосца при производстве полетов. Идущий головным «Вильнюс» на очередном  повороте  навалило на невесть откуда появившуюся площадку парома, о чем «Вильнюс» уведомил по рации идущий следом «Краснодон». Навал был правым бортом. Исходя, что движение задними ходами, Леня прижался к бетонной стенке противоположного берега. Дело привычное, но когда по курсу нет препятствий. Австрияк после навала на него гиганта в две тысячи лошадей, полагаясь на собственный здравый смысл, решил переместить свое плавсредство к противоположному берегу. Когда  площадка открылась обзору с «Краснодона» прямо по корме, було пиздно. Нет, прямого соударения избежать удалось, однако ограждения и привальный брус немцу помяли изрядно.  Щепки поплыли по всему каналу. Вспомнился Дубровин и заныло сердце у штурмана. Обошлось однако, без больших потерь, на том и слава богу. Во избежание последующего навала, а потом и скандала, о паромщике предупредили судно, идущее следом. Австрияк, однако, тоже  оказался не дурак,  и после повторного столкновения с очередным речным Голиафом, решил, что восточный берег все-таки безопасней. Первый раз досталось меньше. Это оказалось ошибкой и роковой,  а потому предметом разбирательства межведомственной комиссии. Со всеми последующими нравоучениями. Потому что приказа письменного на маневр не было! Однако нравоучения эти оказались без последствий, ибо знамение  бывает не только Леньке. Выводу судов из капкана  предшествовала  так необходимая в таких случаях рекогносцировка на местности и изучение маршрута движения судов.  Неприятностей ничего не предвещало. А совсем даже наоборот. Потому что немцы, даже если это австрияки, народ дисциплинированный, а трудно предсказуемых иностранцев в те времена в Вене было крайне мало. И роли в этой истории они никакой не играли.  Однако, как говорится, и на старуху… найдется.  Нужно было случиться,  что в самом узком месте канала  администрация австрийской столицы решила поставить станцию местного метро. Работы велись открытым способом, что и не учли наши капитаны, да и учесть не могли.  Ибо строители решили утилизировать высвободившийся грунт на другом берегу канала, для чего и привели   паром, и притом сделали это, как оказалось, в нарушение каких-то собственных австрийских правил.

Ну, да  через неделю с небольшим были блокадники уже дома. Никто карать героев и не собирался, но и наград при таких обстоятельствах ждать не приходится. Замену, однако, предоставили  Лене по первому требованию. Для восстановления нервной системы и белково-алкогольного баланса молодого организма. Леня, между тем, не мудрствуя лукаво первым делом в Одессу за академической справкой для перевода в Воронежский  политехнический, на тот самый факультет, о котором намекал Дубровин. Все устроилось наилучшим образом и уже через каких-нибудь три недели числился Леня студентом-заочником  политехнического в родном Воронеже.

Отпуск пролетел быстро и незаметно. Без осложнений. Но без осложнений только отпуск. Потому что по прибытии в отдел кадров инспектор сразу же направил Леню к заместителю начальника. Очень все это Лене не понравилось, потому что недолюбливали Курицына и мореходы и дунайцы. И делать у Курицына Лене совершенно нечего, уж очень мужик зловредный. И кличка у него под стать- «говно в шоколаде». И разговоров про темный кабинет ходит много разных. После его посещения случается, визу закрывают. Народ там побывавший распространяться не любит. Если только после этого не увольняется. Навсегда и без надежды когда-нибудь пройти под семафор. Но делать нечего, является Леня перед ясные очи князя мелкопоместного, но с полномочиями.  Посмотрел хозяин кабинета на Леню как-то не так, как Леня привык и велит прибыть в понедельник к 11 часам для беседы. К чему бы это? Ну да видно будет. Дел и после отпуска хватает. В понедельник так в понедельник. Не попал Леня на прием к 11 часам в понедельник, потому что в пятницу уже под вечер вызвали Леню к инспектору за  назначением на «Краснодон» в знакомый экипаж и на прежнюю должность. Решил Леня, что вызов к Курицыну был вызван с планируемым перемещением по службе. Не состоялось и ладно. Срочно по малопонятным причинам на отходе заменили второго помощника.  Случается и так иногда. Новый год на носу. Но не забыл Леня  про Курицына. Слухи ходят всякие и все больше не очень лестные. Вон и помполит поинтересовался был ли у Курицына на беседе. К чему  бы это?

Потому что уже в следующий рейс протаранил  «Краснодон» идущий из Рени  на Прорву  к Черному морю  рудовоз «Навашино». «Навашино» да «Хорол» два морских сарая пенсионного возраста в пароходстве, давно бы пора на иголки. У всех через них одни неприятности. Пробоина в борту «Навашино» длиной метров десять. Вина «Краснодона» очевидна.  Большое Жюри начало большое разбирательство по установлению лиц, повинных в причинении ущерба в особо крупных размерах, а  попутно также о состоянии  морально-политического облика лиц виновных и морально-психологической  атмосфере  в экипаже. Вахтенным помощником на «Краснодоне»  при столкновении  был старший помощник капитана и Леня вроде бы и непричем. Но на беседы к Курицыну вызывают с малопонятной настойчивостью. Надо идти, но прежде чем стучаться в двери таинственного кабинета, Леня хорошо подумал. И приходит Леня к предварительным выводам, что не случайно не состоялось его назначение старшим помощником капитана,  и  совсем не случайно вызывал его к себе Курицын.

Потому что пришел Леня к Курицыну, а кадровик, выставив его в коридор, с кем-то долго советовался по телефону, а потом велел Лене прибыть наутро. На следующий день, перед тем как принять, опять долго мариновал в коридоре, и уже ближе к обеду секретарша сказала, что Иван Иванович  ждут-с. И начал кадровик выспрашивать про личную жизнь членов экипажа, про пороки человеческие. Леня решил сначала, что в связи со столкновением. Ан нет. Потому что Иван Иванович продемонстрировал крайнюю осведомленность  и про судовую жизнь молодогардейцев и личные наклонности его -  Леонида Дмитриевича Круцких. И про Лорелею с берегов Среднего Дуная и парфум, и что-то типа плаща, да как-то невнятно. А самое главное -  про застенок на венгерской границе. И очень все как-то неконкретно. Без источников, как бы все известно,  вот только хотелось бы вашу интерпретацию Леонид Дмитриевич. Про капитана Наварро.  И понял Леня, что не напрасно продумал он свое поведение на ковре у начальника.  Проверка на вшивость в народе это называется. Но выхода как обычно – два.  Либо принимать предложение, либо – нет.
- Иван Иванович, я не знаю точно, о чем Вы говорите. Возможно, кто-то и напел Вам эти песни, но пришел я с тем, чтобы зарегистрировать свое заявление об увольнении.

Не было в мире крепостей…, как  оказалось,  это тоже  не крепость, потому, что  сольное выступление Лени для инженера человеческих душ оказалось полной неожиданностью.

Не будет Леня бороздить моря и океаны,  как друзья его товарищи, не станет Леня ни  старпомом, ни капитаном, потому что будет Леонид Дмитриевич конструировать для Родины корабли космические. А что с Курицыным …. Нет такого человека, и все. Кто его вспомнит. Ему казалось только, что князь он.  Если только успел украсть чего, при приватизации, а так, чего с него взять.

Последний маневр штурмана оказался  полной  неожиданностью для всех, в том числе и для капитана Наварро. И последствия будут тоже не менее неожиданными. Только капитану Наварро это поможет мало. Потому что погибнет он вместе с судном, но это уже другая история. А конструктор космических кораблей Леонид Дмитриевич Круцких будет на сорокалетие выпуска в Херсоне  вместе с оставшимися в живых друзьями искать первое творение рук своих - гальюн типа сортир на левом берегу Днепра. Вот только не найдет…И юности  прошедшей …тоже.

C
D

<-предыдущая   следующая->

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора