Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Эдуард Ястремский - Ветка

 

Уже 10 лет как снова в море. Зайдя на Marinetraffic, увидел судно, на котором работал. Идет с грузом угля в Италию, Венеция. Сразу вспомнилась история, которой и захотелось поделиться в форме рассказа.

ВЕТКА

  1. Предистория

На вершине скалистого утеса острова Кефалиния стояло дерево. Ничем особо не выделявшееся среди тысяч и тысяч других растущих тут растений.

Поначалу, будучи молодым деревцем, оно склонялось к земле, трепеща тоненькими веточками под порывами неистового штормового ветра. С каждым последующим годом дерево становилось все выше и мощнее, прочно впивалось корнями в скалистый грунт. Теперь сильный ветер в бессильной злобе изредка ломал лишь ветку – другую. Но раны быстро заживали, затягиваясь янтарным целительным клеем. И жизнь продолжалась.

В то, казалось, обычное утро майское утро 1864 года, в различных уголках острова слышались возбужденные человеческие возгласы:

- Э́нозис!

- Элефсерия!

Воссоединение, свобода – такую новость узнали жители древнего греческого острова, и шум ветра в кроне гордого дерева, казалось, вторил их радостным крикам! И это был Ветер свободы!!!

Вместе с людскими страстями разбушевалась и природа. Грозовой фронт пронесся над Кефалинией, словно сметая и смывая все прежнее, освобождая землю для новой жизни.

Так и случилось. По воле ветра маленькое семя с этого дерева занесло в расселину одинокой скалы, торчащей из воды у берега. Сотнями, а может и тысячами лет копившийся там грунт стал источником для пробуждения, роста и развития молодого растения.

За последующие десятки лет дерево укрепилось корнями в камне, подросло и стало заметно выделяться на фоне одинокой скалы. Подтверждая своим существованием торжество жизни, которая может развиваться даже там, где условиях для нее не совсем подходящие.

Но… Земля обладает могучими силами, перед которыми любая жизнь беззащитна и уязвима. 12 августа 1953 года Ионическое землетрясение навсегда изменило облик Кефалинии. Мощные подземные толчки, возникшие глубоко в недрах планеты, вызвали большие разрушения на ее поверхности. Громадный склон горы обрушился в море, сметая все на своем пути.

Срезанный, как спичка, ствол дерева, с обломанной кроной и содранными ветвями, погрузился в морскую пучину, влекомый обломками приютившей её скалы. Жизнь дерева угасла.

  1. Здравствуй, Венеция!

И до свидания, Венеция!!!

Время наступления второго события регулируют:

- 6000 тонн угля в трюмах сухогруза;

- береговой терминал с производительностью по выгрузке 700 тонн угля в час.

Это восемь с половиной часов непрерывной работы.

А от порта Маргера необходимо еще добираться до Венеции общественным транспортом.

- Грустно, девушки! - Так констатировал сей факт капитан.

Да оно и понятно. Два часа на дорогу туда, два обратно. И пара - тройка часов на хождение по магазинам и осмотр достопримечательностей Венеции. А там каждый метр – достопримечательность.

Утирая пот со лба (это еще в 10 утра), итальянский сюрвеер заметил, что такого жаркого июня в Италии он не помнит. Поэтому, взвесив все за и против, намылившиеся было в увольнение моряки поостыли от своих желаний и решили остаться на судне. Прогуляться конечно хорошо, но… Как всегда, приятное часто совмещается с полезным. А полезное в данном случае – список покупок от повара и боцмана. Искать все это, да потом таскаться по жаре с пакетами и сумками! Да еще такое ограничение по времени – ищи дураков!

Несколько сигарет презентом – и боцман сдружился с местным формером. Тот еще и русский язык сносно знал – эмигрант из Молдавии. Через пару часов счастливые матросы приняли из его рук большие пакеты и с радостным видом потащили на судно.

- Чиф! Чиф спускается!!!

Это, выглянув из надстройки, прошипел сварщик. Дефилирующие по главной палубе челы с пакетами в руках на мгновение застыли. И, развернувшись на 180 градусов, мелкой утиной рысью, переваливаясь с боку на бок под тяжестью пакетов, зачесали в сторону бака.

Чиф, занятый контролем осадок судна, не сразу обратил внимание на чрезмерную скорость движения улепетывающих во все лопатки матросов. Только направившись к миделю судна, он увидел боцмана с большущим пакетом, протискивающегося через дверь, ведущую в помещения бака.

- Алексей! Лёша!! Боцмаааан!!!

И только шум работающего грузового терминала был в ответ.

Спустя пару минут боцман деловито выскочил назад, с футштоком в руках. За ним матрос - с «корабликом» и карандашом. Сосредоточенно принялись вывинчивать заглушку замерника балластного танка.

- Вы чего это делаете? – удивился Чиф.

- Балласт меряем!

- …???...

- А я думал вы кричите, чтобы балласт начали замерять!

- Какой балласт, сейчас будем четвертый трюм открывать для выгрузки. И что за пакет у тебя был?

- Ветоши на баке нет. Занесли чуток.

- Ветоши нет на баке? Ты же говорил, что тебе в Стамбуле два мешка ветоши выгрузили на крышку трюма! И вы ее на баке сложили.

- Дык, машина узнала и все себе забрала. Кадеты втихаря перетащили.

- Ветошь значит? Ну, ладно. Оставь футшток вахтенному. И застегни штаны, а то, того и гляди, твой футшток вывалиться наружу! Идем крышки катать.

К 16 часам по местному времени с выгрузкой было закончено. Драфтсюрвей, прием балласта, подготовка к отшвартовке и выходу в море – все как обычно. Агент стучит копытом, торопит. Судовладелец нервно дышит в телефонную трубку капитану – судно должно отойти от причала до 18 часов. Иначе дополнительная оплата за лоцманские услуги, буксирное обеспечение. Кому хочется терять свои деньги?

А балласт набирать не успеваем. Наконец пришли к консенсусу, что для безопасного следования по каналу имеющегося на борту балласта достаточно. Потом судну разрешено стать на 6 часов на якорную стоянку. Для балластировки. Вот и ладненько!

Отшвартовались. Лоцманская проводка, постановка на якорь, продолжение балластировки – все прошло рутинно, без эксцессов.

Сдав вахту, Чиф отправился ужинать. На удивление, в столовой пусто, хотя обычно в это время боцман с компанией матросов дружно работают вилками. И в курилке никого.

По уоки-токи вызывает вахтенный матрос – доклад о результатах замеров в балластных танках.

- Хорошо, танки 5-й и 6-й набираем полными, до перелива. И ты боцмана и сварщика не видел?

- Да тут они. Со мной. Балласт помогают замерять.

- Втроем!?!

- Нет. Нас тут четверо!

Какая самоотверженность! Мы, конечно, все потомственные трудоголики, это у нас в крови! Но, чтобы так и все сразу! На такое явно стоит взглянуть!

Как и следовало ожидать, всё на главной палубе дышало романтикой. Вдали – огни вечерней Венеции. Через открытую замерную трубу слух ласкает музыкальное бульканье набирающегося балласта. Легкий бриз с берега остужает разгоряченные лица тружеников. У ног моряков – знакомый белый пакет. Только вместо ветоши – пластиковая бутыль с жидкостью цвета индиго.

Дружное чоканье чайными кружками.

- Алексей!

Рука боцмана с полной кружкой застыла у самых губ.

- Чиф, мы тут сок пьем! – радостно сообщает тот.

- Сок, сок!!! – подтверждают остальные.

- Вижу я, какой тут сок! Молдаванин подогнал? Из свежей ветоши?

- Чиф, тут немножко. Так, вкуса чтобы только не забыть!

- Да хорошо бы вам не забыть, что завтра с утра трюма после угля зачищать да замывать. Идем под зерно, так что приемка трюмов будет серьезная.

- Мы зачистим! Мы замоем! Мы сдадим! – загалдели все.

- Сдавать как раз мне придется. Так что допиваем остатки нектара и закрываем таверну. Кому-то еще балласт замерять. А кому-то с якоря ночью сниматься.

Через несколько минут на палубе остался только вахтенный матрос с футштоком и «корабликом». Освежающий бриз и виды вечерней Венеции никого больше не привлекали.

  1. Тренировка

Рядовой балластный переход по Адриатическому морю, обычно ничем не примечательный, был скрашен неожиданным событием.

- Сухогруз «Леда»! Вызывает морской спасательно – координационный центр Бари! Прошу на связь!

- Теплоход «Леда» на связи!

- Канал 09, пожалуйста! И пригласите капитана к аппарату!

- Морской спасательно – координационный центр Бари! Вызывает сухогруз «Леда»! Говорит капитан.

- Добрый день Мастер! Говорит морской спасательно – координационный центр Бари. Вопрос: как долго вы будете следовать текущим курсом?

- Еще около шести часов буду следовать этим курсом!

- Вы можете дать свое согласие на участие Вашего судна в проведении учений Береговой охраны Италии? Предполагается тренировочная операция по высадке с вертолета спасательной команды.

- Да, подтверждаю. Высадка на крышку трюма №3 будет наиболее безопасна.

- Хорошо, спасибо за понимание и сотрудничество! Соблюдайте свои курс и скорость. Следите на канале 16. Через 15-20 минут с Вами установит связь вертолет береговой охраны. Далее действуйте согласно его инструкций. Конец связи.

Вызвав Чифа на мостик, капитан передал ему содержание радиообмена. По громкой связи объявили членам экипажа о предстоящем событии. Перешли с авторулевого на ручное управление, вахтенного матроса - на руль.

- Проследи, чтобы дальше надстройки никто не заходил и на грузовую палубу не совался! – проинструктировал Чифа капитан. – А я на мостике, с рулевым матросом и 2-м помощником.

Кто пропустит такой спектакль! Все свободные от вахты собрались с подветренного борта, приготовили телефоны для съемки. Вот и вертолет! Сделал круг, пролетел навстречу и по ходу судна, точно завис над третьим трюмом. На страховочном тросе вниз пошла фигурка спасателя. Чуть коснувшись согнутыми в коленях ногами поверхности крышки трюма, спасатель тут же взмыл вверх - на борту вертолета выбирают трос.

Все!?! Ага, не тут - то было! Попытка не засчитана – требуется четкая фиксация спасателя на палубе и демонстрация отстегнутого страховочного троса!

Операция повторяется.

Морякам нравится - давай, давай еще!

И тут чёрт выскочил из табакерки!!! Ну, не совсем чёрт, а боцман. И не совсем из табакерки – из лаза четвертого трюма. Развернувшись в сторону источника непонятного шума, он обалдело уставился на винтокрылую машину, зависшую над третьим трюмом. Взглядом проследил за спускающимся вниз человеком в черном… И, вскарабкавшись на крышку трюма, бросился навстречу приключениям!

- Лёша! Ты куда!! Назад!!!

Рев капитан с крыла мостика и крики в десять глоток с палубы терялись в шуме, создаваемом вертолетом. А боцман, как былинный богатырь в битве с Соловьем - разбойником, мелкими шашками пробивался сквозь плотный поток набегающего воздуха. Корпус наклонен вперёд под невероятно острым углом, левая рука согнута в локте и прикрывает чело, правая, сжатая в кулак, отведена далеко назад. Меча-кладенца только в ней не хватает! В общем, сюжет для картины художника Васнецова.

Пришлось Чифу лезть следом. Кричать было бессмысленно, зато выразительными жестами удалось объяснить боцману, что мальчика зовут Хуан. Тот сдался и повернул назад.

За это время повторная тренировка высадки прошла четко, как по инструкции. С борта вертолета и с берега поблагодарили за участие в учениях. А боцману пришлось от капитана выслушать про себя серию изощренных эпитетов, которые вряд ли можно причислить к украшающим.

  1. Водные процедуры

При подходе к Ионическим островам пришлось остановить левую машину для ремонта. Благо погода была хорошая, безветренная, море спокойное. На одном ГД ночью прошли мимо островов Кефалиния, Закинф.

В 7.30 утра, как всегда, боцман поднялся на мостик записать в журнал замеры балласта, пресной воды.

- Чиф! - с порога сообщил он, - А у нас какая - то ветка под кормой!

- Как это? Какая ветка? – удивился тот.

- Да такая, ветвистая. Со стороны левой насадки из воды выглядывает.

Сообщили капитану. На всякий случай позвонили в машинное отделение, сказали левый главный пока не запускать. Пошли осматривать.

Действительно, из воды торчит ветка толщиной с руку. Да еще и поворачивается синхронно с насадкой. Незадача! Как же это мы ее цепанули!

Немного поразмыслив, капитан решил на один крючок поймать сразу двух рыб: проведем учения «Человек за бортом» и заодно осмотрим ветку с воды. У второго помощник, только начинающего смотреть второй сон, эта затея не вызвала прилив энтузиазма, но остальным пришлась по душе!

Первая часть Марлезонского балета прошла замечательно. Процесс проведения учения был задокументирован, как в судовых журналах, так и на фото и видео. Все чин по чину!

Но с веткой оказалось все не так гладко. Наружу выглядывало метра примерно полтора, дальше она явно утолщалась и уходила к насадке. Попытка заарканить и вытащить ее дежурной шлюпкой ничего не дало. Подергавшись туда-сюда, решили отпилить ветвистую часть, сколько можно достать рукой. Потом, дав задний ход правой машиной, пройти так некоторое время, маневрируя. Может, давлением набегающего потока воды, оставшуюся часть ветки вытолкнет из - под насадки.

Пилить пришлось очень долго. И не одному человеку, а всем по очереди. А пила – то была заточена! Казалось, что скребёшь зубьями полотна по бетону. Наконец работа была выполнена. Отпиленную часть подняли на борт, дежурную шлюпку с экипажем тоже. Провели задуманные маневры. Явного результата, в виде плавающего недалеко от судна бревна, не увидели. Решили пока идти дальше на правом ГД и понаблюдать.

Долго ждать не пришлось – через полчаса из воды показалась новая порция бревнышка. То, что это ствол дерева, а не просто ветка, было уже явственно видно.

Тут уже вырисовывались серьёзные проблемы! Заявляться на проход Турецких проливов с одной машиной – это верх авантюризма с оттенками кретинизма. Пытаться запустить левую машину с бревном в насадке – это верх кретинизма с нотками авантюризма. От перемены мест слагаемых, как известно, результат не изменяется.

Доложили судовладельцу. Тот, прикинув убытки в случае заказа проведения водолазного осмотра на рейде портов в Греции или Турции, радостных эмоций, естественно, не испытал. Собственных водолазов, имеющих навыки работы под водой хотя бы в легком снаряжении, на судне тоже не было.

Сошлись на одном – перед тем, как принять окончательное решение, необходимо, по возможности, получить максимальное количество информации. Короче говоря, надо снова лезть в воду!

Легли в дрейф в нейтральных водах, благо погода решила побалывать полным штилем. Провели перебалластировку судна – убрали балласт с кормовых балластных танков, создав дифферент судна на нос. Как и ожидалось по предварительному расчету посадки, остойчивости и общей прочности судна, насадки с винтами вышли из воды.

Работать со шлюпки под подзором кормы явно было бы неудобно, да и небезопасно. Чиф и боцман решили заняться обследованием на плаву.

Подняли сигнальный флаг МСС «ALFA». Сбросили с судна пару спасательных кругов с плавающим линем, выставили наблюдателей с радиостанциями, спустили посадочный трап. Из защитных очков смастерили импровизированную маску для работы под водой. В общем, “Safety First”!

Капитан даёт команду с мостика: - «Можно спускаться!»

Боцман тут же по кнехту взобрался на фальшборт. Гарцует босыми ножками по планширю, разминается. Никак собирается сигануть вниз!

Тут уже Чиф не выдержал, выдал месячный запас бранных слов, объясняя боцману о последствиях его выходки.

Раздосадованный нагоняем, боцман поплелся к посадочному трапу. Стал нехотя спускаться, бормоча себе под нос: «Тыщу раз...И не с такой еще высоты…Вам всем и не снилось...».

Чиф провожал его взглядом до самого «Плюх!» в воду – как бы чего еще не удумал! И только потом сам стал спускаться следом.

Проплыли вдоль борта к кормовой части. Корпус судна медленно покачивается на легкой зыби, волна от которой нет- нет, да и захлёстывала под кормовым подзором. Пришлось работать очень осторожно, один страхует другого.

Вдоволь нанырявшись, выяснили, что бревно одним концом прошло сквозь насадку, в аккурат между лопастями винта, а другой его конец уходит параллельно килю далеко под корпус судна. Конца бревна не видно… Какая же его тогда длинна!?!

Из насадки наружу торчало уже около 4-х метров бревнышка. Повозившись с ним туда – сюда, решили повторить операцию – отпилить у самой насадки, а затем попытаться вытолкнуть оставшуюся часть назад, к носу судна.

Пилить под водой – это еще то удовольствие! Один с пилой в руках изощряется в подводной эквилибристике. Второй отдыхает, в качестве противовеса повиснув на конце бревна по-обезьяньи.

Долго ли, коротко ли – осилили супостата! Отпиленный фрагмент подняли на борт. Измерили – 4,5 метра!

И на этом снова все застопорилось. Не хочет проклятущая деревяшка выходить из насадки в обратную сторону! И толкали, и кувалдой стучали, и насадку перекладывали на разные углы с борта на борт – ни в какую!

Время идет, волнение усиливается, ветерок свежеет. Капитан нервничает.

Тут, во время очередной перекладки, боцман заметил, как бревно дернулось и чуток подвсплыло, будто почувствовав свободу. Передали на мостик, что надо поэкспериментировать с углом перекладки и найти нужное положение.

Получилось!!! Бревнышко заметно оживилось в насадке. Но и выталкиваться не согласилось! Гидростатические силы, которыми оно прижималось к корпусу судна, а также силы трения значительно превышали наши мускульные! Зато сквозь насадку бревно, хоть и с трудом, «по чуть – чуть», как любит выражаться боцман, но продвигалось!

Дело пошло, хотя и очень медленно. Усилившееся волнение, хоть и представляющее опасность, теперь стало помощником. С каждым вышедшим метром увеличивался и вес рабочей части бревна, работать становилось все тяжелее. А бревну конца – края не видно!!! К тому же его то и дело клинило в насадке, приходилось выбирать другой угол перекладки.

Спустя 6 часов после начала купания в морской воде, радостные крики наблюдателей с кормы возвестили об успешном завершении морской баталии. Поверженное и пленённое бревнышко было затащено на борт.

Наступил черед пловцов. Самостоятельный подъем по посадочному трапу оказался довольно сложной задачей. После многочасового пребывания в воде, руки и ноги с трудом справлялись с весом тела, который, казалось, возрос в несколько раз. Пришлось с главной палубы спустить лоцманский трап. Но даже 4 метра подъёма давались с большим напряжением всех сил.

Согревшись и придя в себя, боцман и Чиф вышли на ют, взглянуть на виновника развернувшихся событий. Им оказался ствол дерева длиной 16,5 метров. С короткими сучьями от обломанных веток, потемневший до черноты от долгого пребывания в морской воде. У тонкого конца ствол расщеплен, с противоположного – с косым, идущим вдоль ствола изломом. Видимо, перед своей гибелью дерево было жестоко искалечено какими - то мощными природными силами.

После короткой фотосессии все разошлись по своим делам. Судно надо готовить к продолжению перехода.

Капитан выделил боцману и Чифу бутылку коньяка – разогнать застывшую кровь, согреться душей и телом. И освободил Чифа от вахты - сам достоял оставшееся время.

Быстро организовали маленький пикничок на свежем воздухе. Коньяк разделили по-братски на семерых – кто не отказался.

  1. Честный обмен

Следующий сюрприз бревнышко преподнесло нам через пару дней. Его, подсохшее на жарком июньском Солнце, решили пустить на растопку для шашлыка. Полутораметровую веточку распилили, нарубили дровец. Как первое, так и второе далось с большим трудом – твердость его оказалась невероятная! И гореть оно отказывалось. Помучавшись с полчаса, неблагодарные деревяшки вывалили из мангала. Вот гадость то! Что с этим бревном делать!?!

Решение оказалось неожиданным. Во время бункеровки водой на рейде Стамбула, турок с бункеровщика высмотрел бревно на палубе. Глаза его загорелись. Стал жестами показывать боцману: «Давай, мол, его сюда, я заберу»!

Не на того напал! Только обмен!

Путем непродолжительных, но эмоциональных деловых переговоров с использованием жестов и турецко-английско-русского диалекта, товар был выменян на дополнительных 2,5 тонны воды и большущий апельсин.

Зная турецкую предприимчивость, можно догадаться, что ценность древесины во много раз превышала предложенное на обмен.

Но нам-то от нее пользы никакой! И в море назад не выбросишь – сами убедились, что может произойти.

Надеюсь, что тот турок нашел бревнышку достойное применение. И дерево, уже прожившее собственную жизнь, через столько лет оказавшееся в руках человека, послужит ему с пользой!

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора