Выпускники Хесрсонского мореходного училища ММФ и морского колледжа ХГМА
Сегодня:
ГЛАВНАЯ   РЕГИСТРАЦИЯ   ФОТО   КПС    ПОИСК
                 
ГОСТЕВАЯ   ВЫПУСКНИКИ    ВИДЕО    ПРОЗА    ССЫЛКИ
send message

          Поделиться:

 

Топ-100

Главная • Проза • Александр Таранов - "Последний рейс Сальвадора Альенде "

Последний рейс "Сальвадора Альенде"

 

 

Этот печальный рассказ из первых уст был опубликован в 1995 году в Комсомолке
(правда с небольшими изменениями со стороны корреспондента газеты)


    Теплоход «Сальвадор Альенде» был спущен на воду в конце 1973 года и принадлежал Черноморскому Морскому Пароходству, находящемуся в Одессе, Украина. Своё название он получил в честь чилийского президента Сальвадора Альенде, убитого в Президентском дворце в Сантьяго, во время военного путча, возглавляемого генералом Пиночетом в сентябре 1973 г.
    Экипаж, возглавляемый капитаном Чулюковым Сергеем Михайловичем, принял судно после ремонта на судостроительной верфи в г. Росток, Германия в июле 1994 года.
    В октябре 1994 года во время погрузки в порту Таллин, Эстония, произошла частичная смена экипажа и на судно прибыли новые члены экипажа: 3-й механик Таранов А.Ю., старший матрос Монастырлы А.Д. и матрос первого класса Ладченко О.В. взамен членов экипажа, ушедших с судна по разным причинам.
    В ночь с первого на второе декабря 1994 года, закончив погрузку риса в мягких контейнерах в порту Фрипорт, Техас (Freeport, TX) судно снялось в рейс на Хельсинки, Финляндия, куда предполагалось прийти 17 – 18 декабря. В Хельсинки должна была быть смена экипажа и многие уже упаковывали свои вещи и готовились к долгожданной встрече со своими родными и близкими…
    Четвёртого декабря судно вошло в воды Атлантического океана и было взято под проводку канадского метеоцентра. С этого момента судно следовало рекомендованным курсом, предлагаемым метеоцентром. 6 декабря радисты приняли карту погоды, из которой было ясно, что судно может попасть в мощный ураган, который движется вслед за судном со скоростью значительно большей, чем движется судно.
    Капитан принял решение изменить курс судна и уйти от надвигающейся опасности. Об этом он сообщил в компанию Тринитас (Trinitas), которая выполняла диспетчерские функции. Спустя некоторое время у капитана состоялся радиотелефонный разговор с оператором компании Тринитас, после которого Сергей Михайлович дал команду: «Лечь на прежний курс!» Оператор требовал от него следовать рекомендованным метеоцентром кратчайшим курсом. Не понятно, что могло заставить опытного моряка с 17- летним стажем работы на судах дальнего плавания выполнить этот роковой приказ человека, наблюдающего море с берега, что в конечном итоге привело к трагическим последствиям…
    Вечером 8 декабря погода стала резко ухудшаться; огромные волны прямо обрушивались на судно, что и привело к смещению груза в трюмах. В 23:40 мощный удар волны вывел судно из состояния равновесия, пошёл обвал груза в трюмах. Судно получило статический крен на левый борт порядка 22°C. Капитан объявил тревогу и приказал всему экипажу собраться на мостике. В это время многие уже спали. Наспех одевшись и захватив с собой спасательные жилеты, экипаж начал собираться на мостике, который находился четырьмя палубами выше основных жилых помещений. Когда основная часть экипажа собралась на мостике, очередной мощный удар волны сильно накренил судно и люди, находящиеся на мостике, начали падать, ломая мебель своими телами. От сильного крена произошло прекращение подачи смазочного масла на главном двигателе, что привело к его автоматической остановке и невозможности дальнейшего управления судном в штормовых условиях. Самое обидное, что конструктивные особенности судна не позволяли производить перекачку воды и топлива с борта на борт. Эти особенности и не позволили экипажу спасти судно, груз, да и самих себя от гибели. Капитан принял решение подавать сигнал бедствия и покидать судно. Вскоре после полуночи был подан первый сигнал «SOS» с автоматического радиопередатчика, находящегося на мостике, а затем около часа ночи сигнал «SOS» был продублирован с главного передатчика из радиорубки. Передав сигнал «SOS», начальник радиостанции получил подтверждение с берегового радиоцентра и оповестил экипаж о том, что на берегу уже знают, что судно терпит бедствие и что помощь прийдёт.
    В это время экипаж пытался спускать спасательные средства на воду. Шлюпка №2 была разбита волной о борт судна во время спуска, спасательные плоты после спуска на воду обрывались с линей и уходили в бушующий океан без людей… Тогда по инициативе второго помощника капитана Скибы И.И. начали в прямом смысле слова «стаскивать» шлюпку №1 до уровня главной палубы, так как из-за сильного крена, шлюпка лежала на борту судна и под своим весом не опускалась. Когда шлюпка была на уровне главной палубы, экипаж начал посадку в шлюпку, в которой уже находились: второй помощник капитана Скиба И.И. и матросы Струков И.В. и Онищук И.П. Первыми в шлюпку посадили дневальную Олещук М.Е. и буфетчицу Борисову В.С., потом в шлюпку запрыгнули матросы: Ладченко О.В., Монастырлы А.Д., Мирошниченко Г.Н., второй механик Ян А.Д., четвёртый механик Загребельный О.Б., токарь-моторист Каплинский В.Ю. В этот момент шлюпка начала самопроизвольно опускаться на воду. Попытка удержать шлюпку при помощи шлюпочного устройства не увенчалась успехом, шлюпка уже касалась воды и её начало бить волнами о борт судна. Тогда капитан дал команду, чтобы шлюпка отошла от судна. Он опасался того, чтобы шлюпка не попала под вращающийся винт, который оголялся в подошве волны. На огромных волнах шлюпка то взлетала вверх, то летела вниз и зависала на найтовах. От больших динамических нагрузок заклинило носовой кильблок и он был вырван с куском днища шлюпки, кормовой кильблок был благополучно отдан. Шлюпка начала заполняться водой, но благодаря своей конструкции оставалась на плаву примерно до 12 часов дня
.    Примерно в 2:30 9 декабря первые 11 человек покинули судно на шлюпке №1. Когда шлюпка прошла кормовой срез судна, электрик Плотниченко В.В. спрыгнул с кормы в воду и поплыл за шлюпкой…
Во время службы в Военно-Морском Флоте, Виталий Плотниченко служил на подводной лодке. Во время одного из походов у них произошла серьёзная авария и экипажу пришлось покинуть подводную лодку, лежащую на грунте. Тогда экипаж был спасён. Виталий сказал: «Ребята, ничего в этом страшного нет, я уже однажды тонул. Давайте прыгайте в воду и поплыли к шлюпке! Нас спасут!» и спрыгнул в воду. Больше его никто не видел…
    Оставшаяся часть экипажа разместилась на главной палубе с правого борта в районе надстройки. Все спасательные средства уже были спущены на воду, у экипажа оставались только спасательные жилеты… Настроение было ужасное – впереди неизвестность. Старший моторист Кульбида И.В., проходя мимо группы людей, сидящих уже на бортовой переборке надстройки (статический крен судна был уже около 45°) сказал: «Ребята, - это конец!» Верить в это не хотелось, но и шансов выжить было тоже очень мало – трагедия происходила на расстоянии 900 км до ближайшего берега. Начальник рации Лагно А.В. спросил: «А какая температура воды за бортом?» и моторист Витюнин А.А., который последний находился на вахте в машинном отделении до получения команды капитана: «Покинуть судно!» ответил: «18 – 20°С»
«О-о, ну тогда можно купаться!» – пошутил начальник рации. Тёплая вода в декабре? Да! Это происходило в тёплом течении Гольфстрим.
    Получив сигнал бедствия, самолёт канадской спасательной авиации, базирующейся на полуострове Новая Шотландия (Nova Scotia), Канада, вылетел на поиски терпящего бедствие судна. Погода была явно не для полётов, самолёт бросало из стороны в сторону так, что экипаж всё время тошнило. Вскоре после 4 часов утра они обнаружили судно и сообщили всем точные координаты места его нахождения. Тот час же эти координаты были разосланы повсюду. Весь флот, находящийся не далеко от этого места, сменив курс пошёл на спасение экипажа, терпящего бедствие судна. Одесский сухогруз «Франц Богуш», имея груз металла на борту, поспешил на помощь своим землякам, но сам чуть не потерпел бедствие и вынужден был уйти из опасного района плавания. Можно только представить себе душевное состояние экипажа этого судна, когда знаешь, что тонут твои земляки, возможно даже друзья, а помочь ничем не можешь… Одновременно 106-я Спасательная группа Нью-Йоркской Авиационной Национальной Гвардии начала передислокацию в Канаду для дальнейших полётов с целью спасения экипажа теплохода «Сальвадор Альенде»…
    Самолёт летел на малой высоте, тем не менее свет его мощных прожекторов наблюдался как тусклый свет свечи из-за стоящей в воздухе смеси солёной воды и мокрого снега. Капитан включил портативную радиостанцию и вышел в эфир на 16 канале. Он сказал, что на борту находятся люди, но уже без спасательных шлюпок и плотов. С самолёта последовал какой-то ответ, но из-за шума ревущего океана понять его было невозможно. Капитан попытался связаться ещё раз, но его уже никто не услышал. Тем не менее присутствие самолёта-спасателя немного приподняло настроение, но не надолго…
    Примерно в 5:30 судно полностью легло на борт (крен 90*) и начало тонуть, погружаясь кормой. Оставшаяся часть экипажа перебралась уже прямо на борт судна и начала покидать тонущий кусок железа. Огромные волны уже перекатывались через кормовую часть тонущего судна, унося с собой по два – три человека… За несколько часов стихия разбросала людей на большом расстоянии друг от друга, что затруднило поиски и спасение экипажа. В предрвссветных сумерках был виден силуэт судна, погружающегося в морскую пучину строго вертикально.
    Примерно в 7 часов утра 9 декабря 1994 года теплоход «Сальвадор Альенде» утонул в точке с координатами:

39°22’ северной широты и 49°54’ западной долготы

Из всего экипажа были спасены только двое:
Скиба И.И. 
в 23:30 9 декабря был поднят из резинового плотика, сброшенного канадской авиацией, проходяшим танкером «TORUNGEN» на расстоянии примерно 80 миль от места, где затонуло судно.
Таранов А.Ю
 в 13:30 10 декабря был поднят из воды вертолётом с кодовым названием «Jolly-14» Нью-Йоркской Авиационной Национальной Гвардии на расстоянии примерно 60 миль от места, где затонуло судно.

. СУДОВАЯ РОЛЬ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА Т/Х «САЛЬВАДОР АЛЬЕНДЕ»
на 08 декабря 1994 года

1
Чулюков Сергей Михайлович
выпускник ХМУ ММФ СВС 1977
КМ 1957-1994
2 Синицин Николай Николаевич
СПКМ 1950-1994
3 Скиба Иван Иванович 2-ПКМ 1957
4 Касьян Вадим Григорьевич 3-ПКМ 1954-1994
5 Паламарчук Александр Александрович 4-ПКМ 1969-1994
6 Лагно Александр Василиевич НРС 1960-1994
7 Буков Сергей Борисови РО 1969-1994
8 Сургай Игорь Иванович боцман 1965-1994
9 Мирошниченко Григорий Николаевич матрос 1959-1994
10 Ладченко Олег Владимирович матрос 1970-1994
11 Монастырлы Александр Дмитриевич ст.матрос 1959-1994
12 Струков Игорь Валентинович матрос 1963-1994
13 Онищук Игорь Петрович матрос 1965-1994
14 Питомец Виктор Глебович доктор 1939-1994
15 Насыров Заур Валеевич СтМХ 1933-1994
16 Ян Анатолий Дигранович 2-МХ 1936-1994
17 Таранов Александр Юлианович
выпускник ХМУ ММФ СМС 1977
3-МХ 1958
18 Шевченко Александр Викторови РМХ 1964-1994
19 Загребельный Олег Борисович 4-МХ 1967-1994
20 Задорожнюк Владимир Фёдорович ЭлМХ 1951-1994
21 Панченко Юрий Евгениевич 2-ЭМХ 1958-1994
22 Белецкий Виталий Иванович ст.моторист 1939-1994
23 Кульбида Игорь Вячеславович
выпускник ХМУ ММФ СМС 1983
ст.моторист 1962-1994
24 Романов Владимир Валентинович моторист 1963-1994
25 Кирюшкин Андрей Юриевич моторист 1970-1994
26 Витюнин Андрей Алексеевич моторист 1968-1994
27 Каплинский Валерий Юриеви токарь 1964-1994
28 Плотниченко Виталий Венедиктович электрик 1964-1994
29 Олещук Марина Евгениевна дневальная 1961-1994
30 Борисова Валентина Степановна буфетчица 1953-1994
31 Сидорюк Владимир Иванович повар 1944-1994

 

Херсонский ТОП   
 

Copyright 2003-2017 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора.