Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Родной причал

Родной причал

1
2

Олег Павлович Ванденко

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО

Интервью капитана Олега Ванденко. Газета «Правда Украины», 10 марта 1985 г.

Барк «Товарищ» - сегодня единственное парусное судно Черноморского пароходства. Наследник легендарных кливеров, удивлявших когда-то мир небывалыми скоростями, барк за последние 25 лет участвовал во многих учебно-исследовательских рейсах. И все эти годы на капитанском мостике неизменно стит Олег Павлович Ванденко.
Под его командованием «Товарищ» впервые принял участие в международной регате «Операция Парус-74», заняв первое место среди 57 судов из 12-ти стран. Он получил переходящий «Флорентийский кубок» Международной парусной ассоциации. В 1976 году барк завоевал первые места на двух сложнейших этапах трансатлантической гонки. Капитану О. Ванденко было присвоено звание мастера спорта СССР международного класса по парусным гонкам.

Парусник, покачиваясь, стоял у причала. Флаг - приспущен. Не бегали по палубе курсанты, не раздавались удары громкого боя, молчали судовые динамики. До выхода в море было далеко, и корабль отдыхал у причала.
Капитан - человек необычный, беззаветно любящий своё дело, избороздивший под парусами десятки тысяч морских миль. И первый вопрос был традиционен:

- Как и когда вы решили стать моряком?

- Я родился и вырос на берегу Тихого океана. Мой отец, морской офицер, служил на Дальнем Востоке. Однажды, когда я, признаюсь, набедокурил, он наказал меня. Обидевшись, я ушел в открытое море. Сам. На плоту.

- И чем все закончилось?

- Катер, естественно, оказался быстрее моего утлого суденышка. А отец не только проучил меня за своеволие, но и дал понять, что море глупых не любит. Впоследствии, когда становилось трудно, я вспоминал отцовскую науку. Именно он научил меня любить и уважать море.

- А как вы попали на «Товарищ»?

- Будучи курсантом Херсонской мореходки, первую практику проходил на паруснике. Тогда и решил: после окончания попрошусь на «Товарищ». И вскоре прибыл на барк в качестве четвертого помощника капитана. Служба началась с казуса. Стою на вахте в курсантской форме - другой еще не было. Чтобы как-то отличаться от курсантов, спорол лычки и воротничок. Тут приблизился капитан. Окинул меня взглядом и как гаркнет: «Что за вид?». В кубрик меня словно волной смыло. Шутка ли, с первой вахты выгнали. Пожалел меня руководитель практики (есть на судне такая должность), одолжил свой китель и фуражку. Вахта состоялась...

- Капитан дальнего плавания Д. Лухманов, водивший еще в двадцатые годы барк «Товарищ» к берегам Южной Америки, писал «Соленый ветер, которым я дышал столько лет, помог мне вложить истинно морской дух в сотни моих бывших учеников». А кто вселил этот дух в вас?

- Их было много - замечательных учителей-капитанов. О двух из них - людях совершенно противоположных по характеру, хочу вспомнить. До седьмого пота гонял нас капитан С. Черный. Властный, энергичный. волевой, он не признавал слабости, малодушия. На первом месте - строжайшая дисциплина. Ох и доставалось мне от него. А вот капитан М. Дворовенко - мягкий, спокойный, но «соснуть» тоже не давал. И если С. Черный, бывало, сам стаскивал за ноги любящих поспать, то М. Дворовенко в эдакой извинительной форме приглашал: «Сынок, хватит спать. Идем снасти учить». При этом обязательно добавлял: «Пожалуйста». Нас учили работать по 25 часов в сутки. И, поверьте, мы не жаловались на судьбу.

- Говорят, вы были одним из самых молодых капитанов пароходства?

- Конечно, 33 года - не много для капитана учебного судна. Но и не мало: за тринадцать лет плавания на паруснике «Товарищ» мне пришлось побывать в разных должностях - и штурман, и старпом, и замполит. «Товарищ» - самый обыкновенный парусник, какие водили наши предки. Никакого комфорта на нем нет. Нет и мощных, сверхмодернизированнных установок. Мы почти все делаем вручную.

- Так, может быть, нет смысла обучать на нем будущих капитанов?

- Не согласен. Чтобы стать капитаном, нужно сначала побывать в «шкуре» моряка. Юнги. Мы не можем побаловать своих подопечных сервисом. Даже за штурвалом приходится стоять под открытым небом. Для неопытных курсантов практика проходит тяжело. Вот мы и стараемся приобщить ребят к судну, к морю путем физической закалки и труда.
Будучи капитаном-наставником, я одно время чувствовал себя «белой вороной». Возможно потому, что ощущал нехватку педагогического опыта. Постепенно, особенно в дальних плаваниях, изучал характеры, привычки, индивидуальные особенности. «Товарищ» является прежде всего представителем нашей Родины. Естественно, в такой путь нужно брать с собой только тех, кто сдал экзамен на выносливость, на высокую дисциплину.

- Олег Павлович, какие у вас самые счастливые дни?

- Пожалуй те, когда мы заканчиваем плавание.

- Я думала, что вы упомянете день, который принес вам победу в международной парусной регате.

- Согласен, событие приятное. Но после победных «лавров» предстоял еще долгий путь на Родину. Но вот впереди по курсу - долгожданный Босфор. Для нас это не просто вход в Черное море, а сигнал для подведения итогов. Короче говоря, большое капитанское счастье можешь испытать только у родного причала, когда видишь радость родных и близких.

- А самый несчастливый день?

- У моряков таких дней быть не должно!

*   *   *

Есть на судне «Товарищ» традиция: давать три звонка по случаю ухода капитана на берег или его возвращения на корабль. Это не только дань внимания старшему по званию, это, прежде всего, проявление чувства высокого уважения к человеку, которого понимают, ждут. Вот, как например, отзывается о капитане О.П. Ванденко его помощник по учебной работе В. Харлов: «Да, он строг, порой даже суров. Но на нашем судне иначе нельзя. Кто знает, может и не было бы «Товарища», каким мы его видим сегодня, если бы не служил на нем наш уважаемый товарищ капитан»

А. ГРИШАКОВА

Херсон

*   *   *

На снимке: справа - Олег Павлович ВАНДЕНКО

3
4

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП